Наблюдая за ростом ребёнка, самое главное - вовремя заметить проблемы задержки развития. На что обращать внимание к какому врачу идти, как не совершить ошибок, не впасть в панику и не упустить самое главное - драгоценное время? На открытой лекции Центра развития личности "Культурный знак" рассказали о детской невропатии.
"Чтобы понять, насколько актуальна тема детской невропатии – просто оглянитесь на улице, зайдите в магазин. Родители обычно тянут до последнего, ждут, когда ребёнок заговорит. А на то, что он ещё и не делает ничего, внимания не обращают. А потом это всё проявляется и родители понимают, что нужно идти к врачу – но ни в коем случае не к психиатру, а то ещё на учёт поставит! Вот так ждём шесть лет и понимаем, что нам надо идти в школу, в конце-концов деваться некуда, а поезд уже ушёл. И из проблемы, которую можно было исправить шесть лет назад, мы получаем больного ребёнка до конца жизни.
Хочется донести мамам и коллегам, что не нужно бояться. Надеюсь, что такие лекции, а точнее – беседы, облегчат мою работу, потому что дети будут приходить вовремя. Потому что страшно обидно говорить: "Вы знаете, вы упустили время и я не могу помочь вашему ребёнку" Грета Бурд, детский врач-психиатр Городской детской клинической больницы им. Г.К. Филиппского.
Детская невропатия: что это и кого касается?
Как правило, родители приходят с жалобой, что ребёнок не говорит. Что делают педагоги? Пытаются разговорить ребёнка. А он не только не говорит, он ещё чего-то не делает. Вы бьётесь, а он просто не понимает, что от него хотят. Важно не только смотреть, что ребёнок говорит, важно смотреть, что он делает. Есть стандартные схемы, которые рассказывают, что должен делать ребёнок и в каком возрасте. Для нас важны следующие:
Что должен делать ребёнок?
- В 1 год 9 месяцев:
- понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы;
- обозначает действия двумя словами, использует глаголы;
- ориентируется в размерах с разницей 3 см.;
- выполняет несложные постройки из кубиков - домик, ворота;
- ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см.;
- частично надевает простые вещи с помощью взрослого;
- В 2 года:
- употребляет в речи прилагательные и местоимения;
- подбирает по образцу и просьбе предметы контрастных видов;
- выполняет ряд простых логических последовательных действий;
- перешагивает препятствия высотой 15 см. чередующимся шагом;
- частично самостоятельно одевается;
- В 5 лет:
- аккуратно вырезает картинки; пишет буквы и числа; дополняет недостающие детали к картинке; бьёт молотком по гвоздю; воспроизводит геометрические фигуры по образцу; обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры;
- использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы;
- К шести годам
- пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов; умеет из неравенства делать равенство; умеет писать и пользоваться математическими знаками; умеет раскладывать предметы от самого большого к самому маленькому и наоборот; умеет рисовать геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги; называет дни недели, последовательность частей суток, времен года;
- называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии;
- из десяти картинок, показанных за 1-2 секунды, в норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10 или не менее 4-5 слов из 10;
"Когда ко мне приводят ребёнка с задержкой речевого развития, я смотрю за тем, как он зашёл, чем заинтересовался, насколько долго и продуктивно он себя занимает, реагирует ли эмоционально на людей и на родителей, игнорирует он меня или нет. Просто дальше получается следующий вариант: ребёнок выполняет какие-то элементарные действия для удовлетворения потребностей: покушать, побегать, погулять.
В разговоре появляется любимое модное слово: "ваш ребёнок - аутист". Но он же делает как ему удобно: например, реагирует на обращённую речь тогда, когда ему это надо. Если он не хочет общаться со сверстниками – это не значит, что он аутист. Он сам играть не умеет. Это значит, что он застрял. Это лечится, только вовремя. Потому что этот процесс возможно поправить до шести лет, пока идёт формирование физиологии. После шести лет что мы можем сделать?
С двух до пяти лет – самый благоприятный период времени, когда можно влезть в процесс формирования головного мозга, устранить какие-то проблемы.
Но на практике родители сидят и ждут шести лет: мол, папа тоже поздно заговорил, или мальчик же, для них это нормально.В шесть лет ребёнку пора в школу. И тут мы хватаемся за голову. Бежим к логопеду, психологу.
А у ребёнка, тем временем, жизнь ограничивается выполнением личных потребностей: хочу "вкусняшку", хочу погулять, хочу ещё чего-нибудь. Всё остальное не хочу. Ребёнок не знает, как правильно нужно себя вести. Сегодня существуют методики, которые помогут его научить.
Ещё один момент. Когда ко мне приходят, я спрашиваю: "Как он играет?" И слышу в ответ: "Хорошо. Очень хорошо кнопки в телефоне нажимает". Играет с машинками, а что именно он с ними делает? Если просто водит туда-сюда – это не игра. Он просто копирует действия. Ребенок должен фантазировать. Хотите, чтобы ребенок был умным – сделайте ему детство без лишних игрушек. Чем больше ребенок фантазирует – тем умнее будет.
Ещё немного размышлений об аутизме. Это ранняя форма детской шизофрении. У нас что, поколение шизофреников? Их в обществе вполне стабильное число – 0,4% населения. Здесь же просто ребенок схлопнулся, закрылся. Он застрял. При этом ключевое здесь – эмоциональный отклик ребёнка.
Нельзя впадать в панику: во всём нужно искать причину: в истериках у детей, в неврозах (хотя подумайте - могут ли быть неврозы до шести лет?). Если ребёнок заикается - это либо наследственное, либо нарушение работы организма в результате эмоциональной проблемы или, например, удара - травмы или болезни. С такими проблемами действовать нужно методом грамотного научного тыка.
Материал подготовлен Центром развития личности "Культурный знак.