К концу первого года жизни все дети, как правило, осваивают навыки самостоятельного передвижения. Ребенок ни минуты не сидит на месте. Им движет стремление всё узнать, всё попробовать. Он пытается залезать на диваны и стулья, подоконники, побывать во всех местах. Малыш всё берет в руки, тянет в рот, всё хочет рассмотреть, потрогать, засунуть пальцы во все щели. Ребенку необходимо установить форму, размеры, подвижность окружающих его вещей. Мышечная работа, выполняемая при движении, снижает у ребенка нервное напряжение.
В этом возрасте ребенок гораздо более активен и во время прогулки: он уже не сидит в коляске; топает сам, но не со взрослым по дорожке, а по окрестностям; взбирается на попадающиеся предметы, карабкается на ступеньки, охотно включается в подвижные игры.
Этот естественный процесс познания мира вызывает у родителей тревогу, а порой и раздражение. Они беспрерывно пытаются остановить малыша криками «не бегай», «не лезь», «не трогай».
А между тем такие действия нужно не останавливать, а поощрять. Не стоит одергивать ребенка, если это не противоречит его безопасности. Подвижность ребенка не должна ни тревожить, ни раздражать родителей. Напротив, волноваться нужно тогда, когда ребенок малоактивен, долго сидит на одном месте и не рвется познавать окружающий мир.
В целях же безопасности дома надо на время убрать подальше ценные вещи, мелкие предметы, медикаменты, бьющуюся посуду, режущие и колющие инструменты, бытовую химию. Электрические розетки следует закрыть имеющимися в продаже пластмассовыми заглушками. В кухонных шкафах на нижние полки можно поставить небьющиеся кастрюли, миски. На журнальный столик нужно положить старые журналы, книжки с картинками. Можно использовать незакрытые ящики письменного стола, положив туда ненужные коробочки, флакончики, деревянные или пластмассовые письменные принадлежности.
Детям второго года жизни надо помогать в расширении их двигательных возможностей. Родителям стоит научить ребенка: подниматься на возвышение или спускаться с него, освоить ступеньки, ходить по доске, перешагивать через невысокое препятствие и, безусловно, бегать. В совершенствовании движений огромное значение имеет утренняя гимнастика. С детьми раннего возраста ее проводят в игровой манере (см. «Комплекс»).
Содействуют двигательной активности ребенка самокат и трехколесный велосипед. Самокат необходимо подбирать в соответствии с ростом ребенка. На третьем году жизни езду на нем способны освоить все дети. Трехколесный велосипед нужно покупать тогда, когда малыш сам проявит к нему интерес. Катание на велосипеде укрепляет мышцы, тренирует равновесие. Седло укрепляется так, чтобы ребенок сильно не сгибался. Расстояние от руля до сидения не должно превышать 16–17 см, а от сидения до опущенной вниз педали — должно соответствовать длине голени со стопой.
Чтобы ребенок активно двигался, ему нужна соответствующая одежда. Лучше всего для игр и прогулок на улице подходит комбинезон. Судить о соответствии одежды погодным условиям можно по самочувствию ребенка: если ему жарко — он капризничает, если холодно — съеживается, становится менее подвижным.