Очень часто детским неврологам приходится сталкиваться с ситуациями, когда не правильный подход в педагогике в школе является главной причиной развития достаточно серьезных патологических состояний.
Понятно, что стрессовые ситуаций в определенной мере будут встречаться в жизни каждого и надо быть готовым к ним. Но давайте разберемся, как правильно относиться к этому вопросу.
Существует мнение, что стресс, как биологическая реакция, важен для развития человека. Но правильно называть это не стрессом, а пиковыми нагрузками, которые используются в любом тренировочном процессе для повышения его результативности, в подготовке к каким-либо нестандартным ситуациям.
Необходимо учитывать также и то, что организм ребенка отличается от организма взрослого незрелостью систем. Он находится в развитии и поэтому любые нагрузки должны соответствовать биологическому возрасту ребенка. Любое чрезмерное воздействие будет приводить к декомпенсации и нарушению гармоничного развития ребенка. В отношении детей особенно важен принцип постепенности. Все системы человека, весь его код (система кодирования) построены на правильных и рациональных системах. Принципы постепенности и рациональности необходимы в становлении психики ребенка. Такой же подход должен быть и в педагогике.
Часто под педагогикой мы понимаем лишь процесс обучения в школе, но педагогика более широкое понятие. Педагогика - это воспитание. Цель этого процесса - развитие ребенка. И конечно, оно включает в себя процесс воспитания в семье, правильный подход к которому встречается далеко не в каждой семье и очень часто абсолютно отсутствует. Очень часто воспитание, как целенаправленный процесс в семье, отсутствует. Но это отдельная тема для разговора.
Отдавая ребенка в школу, родители рассчитывают на профессиональный подход в развитии. Тут же и сталкиваются с проблемами, частичное решение которых должны брать на себя.
Две основные проблемы современной школы, которые способствуют возникновению стресса у детей это:
1. Игнорирование биологических процессов в развитии ребенка и необдуманное изменение нормативных положений.
2. Катастрофический дисбаланс между объемом даваемых теоретических знаний, их практическим осмыслением и усвоением. Усвоение и возможность практического применения этих знаний, наоборот, значительно уменьшились за тот же период времени.
К сожалению, нецелесообразность встречается и в других сферах жизни, и, к сожалению, мы практически не можем влиять на политику этой нецелесообразности. Однако, можем и должны минимизировать ее отрицательное воздействие путем правильного развития ребенка в семье и мер профилактики стресса.
В целях профилактики стресса рекомендуется:
1. Исключать длительное раздражение сенсорных систем ребенка (громкая музыка, компьютерные игры, интенсивный свет, чрезмерное тепло или холод, неудобная одежда).
2. Вовремя изменять вид и характер активности.
3. Обязательно включать в режим дня ритмичную двигательную активность (ходьба, бег трусцой, плавание, ходьба на лыжах, велосипед и т.п.).
4. Постепенно выстраивать режим дня.
5. Обязательно придерживаться своевременному отходу ко сну.
6. Рационально строить педагогический процесс ребенка в семье.
Дорогие мамы и папы, в свободное время уделяйте больше внимания своим детям.