Стресс - термин понятный для всех. С экранов телевизоров, на страницах печатных изданий нам постоянно вещают о стрессе и о методах борьбы с ним. Но что подразумевается под понятием стресса?
Cтресс – это любое чрезмерное воздействие извне, на которое организм не может ответить адекватной реакцией. Ведь любой ответ организма на воздействие происходит на основе медиаторов (веществ которые осуществляют передачу информации). В случае если воздействие чрезмерно, по силе или по времени, у организма нет возможности восстановить эти медиаторы и энергию. Поэтому и происходит запредельное торможение и/или истощение, прежде всего, нервной системы с последующей астенизацией (ослаблением) организма. В некоторых случаях чрезмерная по силе раздражения ситуация может сформировать устойчивый патологический тип реагирования даже на отдаленно схожие ситуации.
Примером чрезмерной по силе ситуации может быть неожиданная потеря близкого человека, испуг ребенка при нападении или агрессивном поведении собаки.
Однако существует и понятие – хронический стресс, когда длительное воздействие относительно незначительного раздражителя может вызвать ситуацию иногда более выраженную, чем при остром стрессе. Такая ситуация может быть более опасной, потому что будет возникать не так заметно и, следовательно, может зайти гораздо более далеко в своем развитии. Следует знать, что длительное постоянное нахождение в городском шуме, длительная зрительная стимуляция и другие, казалось бы, незначительные, но чрезмерные воздействия без соответствующего восстановления могут привести к хроническому стрессу.
В детском возрасте существуют некоторые особенности ответа нервной системы на стресс. Нервная система, с одной стороны, очень чувствительна к внешним импульсам, а с другой имеет большие пластические (восстановительные) возможности.
Относительно возраста ребенка можно выделить следующие периоды, на которые следует обратить внимание:
1. Период подсознательного. В традициях многих народов обязательно присутствуют правила охранения детей от возможных отрицательных внешних воздействий. Период детства, который мы не помним (обычно до трех лет) можно условно назвать периодом нашего подсознательного. Все чрезмерные воздействия в этот период могут наложить существенный отпечаток на всю жизнь. Ситуацию, которую мы не помним, невозможно проанализировать, понять и тем самым уменьшить ее неосознанное воздействие на нашу психику и поведение. Так, какая-либо угроза здоровью ребенка, в раннем периоде развития, может сформировать неосознанный страх и неуверенность в поведении в дальнейшем.
2. Период частичного понимания ситуации. Ребенок понимает страх, но не осознает ситуацию, связанную с ним.
3. Период некорректного воспитательно-педагогического воздействия. Это касается как ситуации дома, так и занятий в школе. Начало процесса обучения в школе уже является стрессовой ситуацией. Обучение требует формирование усиленного нейромедиаторного обмена для восприятия и переработки материала. Рациональность этого процесса и подготовки к нему обязательна. Школа и стресс - очень актуальная тема, которой будет повещена отдельная статья.
4. Период полового созревания. В это время гормональные колебания способствуют несбалансированной работе нервной системы.
Лечение стресса - это, прежде всего, релаксация нервной системы для возможности включения механизмов восстановления. Причем степень этой релаксации определяет степень выраженности стресса. Если стрессовая ситуация является запредельной, есть необходимость в обязательном применении фармацевтических препаратов. Особенно это касается острых ситуаций. При развитии хронического стресса важно вовремя разглядеть начало декомпенсации организма (нарушения сна, сонливость днем, потеря интереса к естественным радостям, раздражительность и плаксивость или апатия, немотивированное снижение аппетита или, наоборот, его увеличение). В этом случае, своевременная коррекция предотвратит развитие ситуации.