Ваш малыш растет и развивается. Он широко открытыми глазами смотрит на этот мир и осваивает все деятельности: рисует, лепит, конструирует, а возможно даже начинает играть на музыкальном инструменте… И очень жаль, что в этот период открытий мама, незаслуженно, забывает про пальчиковые игры. А ведь это целая кладезь развивающего направления!
Пальчиковые игры просто и доступно отображают реальность окружающего мира – предметы и их назначение, животных и их повадки, людей, их деятельность и характеры, явления природы. Кроме того, это та «развивающая игрушка», которая всегда с вами: вдруг вы оказались в дороге или момент ожидания на приеме у врача затянулся. И когда все цвета на рекламных щитах и стендах названы, посчитаны все цветы на подоконнике и ваша фантазия иссякла. Вот тут-то на помощь придут пальчиковые игры - известные вам с раннего детства малыша или придуманные спонтанно. Ведь о том, что мы видим, мы можем рассказать руками. А если у вашего малыша в копилке есть некоторый запас стихотворений, то можно их проговорить с помощью пальчиков и кистей рук!
Существует большое количество игр на развитие тонких движений пальцев рук:
- Статичные игры со стихотворным текстом.
Они развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее. Эти игры знакомят малыша с простыми движениями пальцев рук. Чем больше их будет в арсенале ребенка, тем интереснее и точнее можно отображать стихи, сказки и просто окружающий мир руками.
Например, игра «Фонарики»:
Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! - растопырить пальчики на пр. и л. р
Вдруг погасли фонари! Ты скорей домой беги! - сжать пальчики в кулачок
А можно выполнять это упражнение на распев, приплясывая ручками, а затем ручки прятать за спинку. А можно чередовать ладонь и кулак правой и левой руки и тогда мы будем стимулировать межполушарные связи….
-Частично статичные игры со стихотворным текстом
Они побуждают малыша к творчеству. В стихотворной форме дети все запоминают быстрее. Ребенок может проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.
Например, игра «Зайка и козлик»
Зайка ушками играет,
Козлик рожками бодает.
Козлик, зайку не пугай,
Лучше с зайкою играй.
(попеременно правой и левой рукой - образ зайки, образ козлика)
Вот кулак, а вот ладошка!
На ладошку села кошка.
И пошла, пошла, пошла-
Мышку там нашла –пип!
-Активные игры со стихотворным текстом, с элементами массажа.
В таких играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.
Например, игра «Капуста»
или см. наши видеоролики «Птички», «Ветерок», «Камешки», «Маляры» и др.
-Активные игры с предметами и стихотворным текстом (или в сопровождении с музыкой)
Каждая мама должна знать, что выполнение упражнений с предметами и ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге прекрасно стимулирует речевую активность ребенка. В качестве предметов можно использовать деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши, грецкие орехи, веревочки, су-джок (симпатичный шарик с острыми шипами и 2 колечками внутри).
Все игры с предметами так же носят элемент массажа. Сначала, вы должны познакомить ребенка с предметом, показать как с ним «играть». Когда малыш хорошо запомнил текст игры и основные движения предложите ему ведущую роль - пусть он играет с вашими пальчиками или с пальчиками братьев (сестер) или друзей.
-Игры манипуляции (с персонажами сказок, нарисованным смайликами и т.д.)
Они создают благоприятный эмоциональный фон. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно распределять его.
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. Вы можете использовать готовый пальчиковый театр, а можете придумывать персонажей своих историй и изготавливать пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, а также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку со своим ребенком.
-Пальчиковые кинезиологические игры (по другому их называют «гимнастика мозга»).
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Выполнение таких игр требует от ребенка внимания и сосредоточенности.
Например, игра «Пальчики здороваются»
Мама показывает сама и просит ребенка поочередно перебирать пальцы на правой руке, затем на левой. И только когда малыш хорошо освоил это упражнение для правой и левой руки, можно попросить его делать это упражнение одновременно руками.
-Здравствуй пальчик! (соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. здороваемся с каждым пальчиком)
Как вариант:
В гости лисонька пришла («здороваются» пальчики правой руки)
И медведя привела.
В гости белочка пришла.
Заиньку с собой взяла
Лисонька плясала («здороваются» пальчики левой руки)
Белка напевала
А медведь играл
Заинька- плясал!
(см. наш видеоролик «Пузыри»)
К кинезиологическим играм относится игра «Лужа» и «Кулак- ребро - ладонь»
«Лужа»
В лужу камешек кидаю
Очень метко попадаю
Ты со мною поиграй
В лужу камешек кидай
( последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
"Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
(см. наш видеоролик «Бегемотики», «Крестики и нолики» и др.)
В заключение, хотелось бы сказать, что важно разучивать все игры последовательно - сначала правой рукой, затем левой рукой; при успешном выполнении – двумя руками одновременно. Нежелательно что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка (малыш может просто физиологически не в состоянии справиться с заданием).
Играйте не только по желанию ребенка, но и используя положительный эмоциональный фон, побуждайте малыша к подражанию.
Конечно, недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Помните, что пальчиковые игры - это очень простое развлечение для ребенка, которое имеет колоссальное влияние на его развитие.