На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Чище становится его произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания.
Обогащение словарного запаса
Ребенок умеет не только выделять существенные признаки в предметах и явлениях, но начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Когда дошкольник что-либо рассказывает или отвечает на вопросы, он стремится быть максимально понятым окружающими, опираясь на достаточно развитую активную речь. При описании предметов и явлений он пытается передавать свое эмоциональное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников.
Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет слов, обозначающих предметы, их свойства, состояния и качества, но и за счет названий отдельных частей и деталей предметов, нюансов действий. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные. К концу шестого года он более тонко дифференцирует обобщающие существительные, например, не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние животные. Все более активно дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.
За год лексикон ребенка дошкольного возраста увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим годом), хотя установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами.
Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать:
- противоположные по смыслу слова, или антонимы: существительные (вход — выход),прилагательные (хороший — плохой), наречия (быстро — медленно), глаголы (говорит — молчит);
- близкие по смыслу слова, или синонимы (ходить — идти, шагать, топать, вышагивать и др.);
- прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? — Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный);
- наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.).
Грамматический строй языка
Совершенствование связной речи невозможно без овладения ее грамматическим строем. Этому умению ребенок начинает учиться именно на шестом году и далее пользуется им достаточно свободно.
В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний.
Дошкольник легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей — учитель, читает книги — читатель, строит дома — строитель), прилагательные на основе существительных (ключ из железа — железный, банка из стекла — стеклянная).
Ребенок в этом возрасте все реже допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных (грушев вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На пианине стоят часы»).
Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, насколько последовательно взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют ли их, давая правильный образец.
Общение
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как летом он отдыхал на даче, вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).
В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные, часто опускает.
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по необходимости способны говорить громче и тише, т. е. могут соизмерять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, а также характера высказывания. В повседневном общении ребенок пользуется умеренным темпом, но при пересказах его речь часто замедляется за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок не всегда в состоянии проконтролировать свою речь, и потому говорит громче и быстрее обычного.
Произношение
Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слов (или слогов) с заданным звуком из группы других слов (или слогов), производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные, задания.
Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности; они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.
Произношение детей к шести годам мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые он еще недостаточно четко дифференцирует, например, звуки с и ш («Шла Саша по шоссе», «Саша любит сушки, а Соня ватрушки», «Шесть мышат в шалаше шуршат»). Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.
Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.