Диагностические критерии обычно существуют для врача специалиста. Но каждому родителю следует развивать определенную грамотность и внимательность по отношению к своему ребёнку. Всегда стоит обратить особое внимание на поведение ребенка, которое позволит вовремя обратиться к врачу, провести лечение, скорректировать развитие ребенка. Кроме этого, диагностические критерии в определенной мере позволяют акцентировать внимание, на что следует обратить внимание в построении корректирующей методики.
Заподозрить диагноз синдром дефицита внимания родители могут, если их ребенок:
- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;
- с трудом поддерживает внимание в работе и игре;
- не слушает то, что ему говорят;
- не в состоянии следовать инструкциям;
- не может организовать игру или деятельность;
- имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;
- часто теряет вещи;
- часто и легко отвлекается;
- бывает забывчив.
Синдром гиперактивности также имеет свои критерии. Сделать вывод о том, что синдром присутствует, если ребенок:
- совершает суетливые движения руками и ногами;
- часто вскакивает со своего места;
- не может играть в "тихие" игры;
- всегда находится в движении;
- очень много говорит.
Конечно, данные проявления периодически встречаются наверно у всех детей, поэтому важны следующие особенности:
1. Раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования.
В большинстве случаев проявления симптомов возникают в возрасте до 5-6 лет, но в принципе развитие СДВГ можно предположить уже на 1-м году жизни. Дети, у которых впоследствии развиваются симптомы гиперактивности, до года часто страдают нарушениями сна и повышенной возбудимостью. Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности, в раннем возрасте могут умеренно отставать в двигательном развитии (начинают позже переворачиваться, ползать, ходить), также у таких детей может наблюдаться задержка развития речи. По мере роста и развития навыков ребенка становятся более очевидными другие проявления СДВГ.
2. Некоторые симптомы обязательно присутствуют и в домашних условия, и в школе/детском саду, в зависимости от возраста ребенка;
3. Симптомы не являются проявлением других заболеваний. Например, при хронических заболеваниях в силу неудовлетворительного самочувствия ребенка будет снижаться его внимание, не будет интереса и мотивации к обучающим играм. Это будет уже вторичная недостаточность мозговой активности (вторичный цереброастенический синдром) на фоне хронической соматической патологии (заболевании внутренних органов). А гиперактивность, например, может быть симптомом психического заболевания;
4. Нарушение обучения и социальных функций. При этом следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является самым важным критерием для установления диагноза - синдром дефицита внимания/гиперактивности.
Родителям необходимо понимать, что поведение их ребенка мешает не только им и их ребенку, но и окружающим детям. Кроме этого, не адекватное поведение таких детей может представлять определенную опасность для детей в социальном окружении. Такой ребенок импульсивен, он часто не способен остановиться и подумать, прежде чем совершить действие. К детям с СДВГ требуется дополнительное внимание со стороны воспитателей и педагогов для исключения их травматизма и травматизма детей, которые их окружают.
Наличие комбинаций этих симптомов, их социальная значимость является поводом для обращения к детскому неврологу, который должен определить алгоритм действий для постепенного решения этой проблемы. Принципы этого алгоритма мы рассмотрим в следующей статье посвященной этой тематике.