Читайте также
Речевое развитие в первый год жизни
Ведущая роль в овладении речью в этот период развития принадлежит слуху. У ребенка появляются голосовые реакции, произвольные звуки и первые слова. Словарный запас к концу первого года колеблется от 2-3 до 15-20 слов.
На втором году жизни необходимо всячески поддерживать потребность малыша в речевом общении:
1. Знакомьте его с широким кругом предметов и явлениями окружающего мира. Рассказывайте малышу всё, что вы вместе видите и делаете. Обязательно называйте предметы, которые заинтересовали малыша. Показывайте, как можно с ними действовать, рассказывайте об их качествах. Например, «Мишка. Мишка сидит. Мишка большой, мягкий».
2. Разговаривайте с малышом не спеша, четко проговаривайте слова. На начальных этапах речевого развития детям полезно не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Играя с малышом, сделайте так, чтобы ваши лица были на одном уровне, тогда ребенок будет видеть, как вы произносите слова.
3. Не сюсюкайте с ребенком (больсая собатька – большая собачка), говорите правильно. При этом в речи можно и нужно использовать облегченные слова (миша, киса, ава, гули и. т.д). Не загромождайте речь лишними словами (вот, значит и т.п.). Давайте образцы речи, которым малыш сможет подражать.
4. Новые слова и фразы вводите так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Когда просите малыша: «Дай куклу!» или «Брось мяч!», подкрепляйте слова соответствующим жестом. Сначала ребенок начинает понимать ситуацию в целом, и лишь со временем слова приобретают самостоятельное значение.
5. Используйте речевые обращения, которые обозначают последовательность действий. Например, «Сначала помоем ручки, а потом будем кушать кашу. Сейчас кушаем, а затем – играем».
6. Читайте книжки, рассказывайте сказки. Хорошо, если это будут знакомые, уже полюбившиеся сказки, потешки и стихи. Рассматривая картинки, спрашивайте ребенка: « Кто это? (Таня) Где Таня? (вот) Где мячик? (вот) Как Таня плачет? (а-а-а)».
7. Слушайте и напевайте вместе с ребенком детские песенки. Формируйте у малыша чувство ритма: хлопайте в ладоши, приседайте, кружитесь и качайтесь в такт мелодии.
8. Занимайтесь развитием мелкой моторики. Лепите из глины и пластилина (учите малыша отрывать кусочек, раскатывать его в палочку, скатывать в шарик, сплющивать в блинчик). Рисуйте карандашами (учите проводить линии, рисуйте вместе дорожки, солнышко, домик, ёлочку). Собирайте пазлы и мозаику. Показывайте малышу и обязательно объясняйте словами, что и как следует делать.
9. Не сдерживайте двигательную активность малыша (учите его перешагивать разные предметы, шагать по ступенькам, залезать на лесенку, бросать предметы в цель, ловить большой мяч).
10. Все занятия проводите в виде игры. Не требуйте от ребенка того, что ему еще не под силу. Не забывайте радоваться успехам и обязательно хвалите своего малыша!
2. Разговаривайте с малышом не спеша, четко проговаривайте слова. На начальных этапах речевого развития детям полезно не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Играя с малышом, сделайте так, чтобы ваши лица были на одном уровне, тогда ребенок будет видеть, как вы произносите слова.
3. Не сюсюкайте с ребенком (больсая собатька – большая собачка), говорите правильно. При этом в речи можно и нужно использовать облегченные слова (миша, киса, ава, гули и. т.д). Не загромождайте речь лишними словами (вот, значит и т.п.). Давайте образцы речи, которым малыш сможет подражать.
4. Новые слова и фразы вводите так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Когда просите малыша: «Дай куклу!» или «Брось мяч!», подкрепляйте слова соответствующим жестом. Сначала ребенок начинает понимать ситуацию в целом, и лишь со временем слова приобретают самостоятельное значение.
5. Используйте речевые обращения, которые обозначают последовательность действий. Например, «Сначала помоем ручки, а потом будем кушать кашу. Сейчас кушаем, а затем – играем».
6. Читайте книжки, рассказывайте сказки. Хорошо, если это будут знакомые, уже полюбившиеся сказки, потешки и стихи. Рассматривая картинки, спрашивайте ребенка: « Кто это? (Таня) Где Таня? (вот) Где мячик? (вот) Как Таня плачет? (а-а-а)».
7. Слушайте и напевайте вместе с ребенком детские песенки. Формируйте у малыша чувство ритма: хлопайте в ладоши, приседайте, кружитесь и качайтесь в такт мелодии.
8. Занимайтесь развитием мелкой моторики. Лепите из глины и пластилина (учите малыша отрывать кусочек, раскатывать его в палочку, скатывать в шарик, сплющивать в блинчик). Рисуйте карандашами (учите проводить линии, рисуйте вместе дорожки, солнышко, домик, ёлочку). Собирайте пазлы и мозаику. Показывайте малышу и обязательно объясняйте словами, что и как следует делать.
9. Не сдерживайте двигательную активность малыша (учите его перешагивать разные предметы, шагать по ступенькам, залезать на лесенку, бросать предметы в цель, ловить большой мяч).
10. Все занятия проводите в виде игры. Не требуйте от ребенка того, что ему еще не под силу. Не забывайте радоваться успехам и обязательно хвалите своего малыша!