Второй год жизни ребёнка является наиболее чувствительным для восприятия и усвоения речи. Упущенные в этот период возможности в дальнейшем могут восполняться с огромным трудом. Главная задача родителей в это время – помочь крохе заговорить фразами.
Первая фраза появляется, когда активный словарь достигает 50-60 слов, обычно это происходит к 1,5 годам. В этот период большинство слов малыш ещё произносит искаженно, сама фраза несовершенна по форме: «асёмако» (еще молока), «гугу, капа» (гулять, копать – хочу на улицу, играть в песочнице), «мукити кути» (мультики включи). Эти несовершенства вполне закономерны, ведь артикуляционный аппарат ещё недостаточно окреп для произношения, а освоение грамматических форм ещё впереди. Тем не менее, с появлением фразы значительно расширяются возможности общения ребёнка и взрослого. Словарь малыша начинает быстро обогащаться, резко возрастает способность к подражанию речи взрослых.
Необходимо отметить, что темп развития речи каждого ребёнка индивидуален. Если малыш на втором году говорит значительно меньше своих сверстников, но при этом всё понимает, разумно играет, исходя из своих возможностей, пытается говорить, то причин для беспокойства нет. Ребёнок обязательно заговорит, но с ним нужно заниматься, больше разговаривать и побуждать к речевой активности. Если же не говорит, плохо воспринимает обращённую речь, не пытается подражать словам взрослых, не играет адекватно – в этом случае необходимо обратиться к специалистам: психоневрологу, отоларингологу, логопеду для обследования и выявления причин задержки речевого развития.
Отлично способствуют развитию речи ребенка сюжетные, музыкально ритмические игры, в которые можно играть и с мамой дома. Кроме того, нельзя забывать и об играх, которые развивают мелкую моторику - один из главных элементов успешного освоения речи.