Эмоциональное общение с малышом - одно из самых важных условий для его гармоничного развития.
Давно сложилась традиция - сопровождать все действия по уходу за крохой песенками, прибаутками, потешками и поговорками. Современные научные исследования говорят о том, что ритмически организованные звуки речи и мелодия песенки создают условия для восприятия настроения взрослого у маленького ребенка, рождают чувство защищенности и комфорта. Кроме того, все действия, которые осуществляет мама во время ухода за малышом - ритмичны. А ритм лежит в основе развития межполушарных связей, которые способствуют активному развитию головного мозга и усилению многих его функций, в том числе и речевой. Совпадение ритмических движений тела малыша и мамы, наблюдение за артикуляцией взрослого, побуждают ребенка к активному звукоподражанию, что в дальнейшем помогает ребенку в овладении речью.
Танец с малышом и пение для него - это не просто развлечение, это важная составляющая развития. И не надо бояться, если вы не умеете танцевать или петь. Ведь танцевать с малышом - это значит выполнять простые ритмические движения спонтанно, под музыку. Держа свою кроху на руках, под негромкое веселое музыкальное сопровождение, можно стоять на месте и переступать с ноги на ногу, а можно просто притопывать, перемещаясь по комнате.
Если в руки малыша дать музыкальный инструмент (колокольчик, погремушку, маракасик или бубен), тогда ребенок узнает его свойства, научится извлекать звуки и, со временем, хорошо будет координировать свои движения для извлечения этих звуков. Важно помнить, что каждый новый звучащий предмет надо вводить в слуховой и практический опыт ребенка постепенно и не спеша.
Танцы с игрушкой, например: мишкой, куклой или мячом развивают восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка раннего возраста. Мама сама начинает испытывать неподдельный интерес, когда в ее руках плюшевый медвежонок будет ходить, прыгать, прятаться или «рычать». А кукла сначала учится танцевать, а потом и петь. Этот момент игры - сотворчество - дарит малышу восторг и удивление!
В совместном танце мама всем своим поведением, речью, пропетыми звуками, мимикой, эмоциями создает условия для активности малыша и усвоения им информации об окружающем мире. Получается не просто игра, а умственное развитие ребенка!
Особенно яркое эмоциональное воздействие на ребенка оказывает мамино пение. Если мама не умеет петь - не беда, достаточно ритмично и интонационно окрашено проговаривать слова. Первые колыбельные песенки могут быть даже без слов. Спокойная, убаюкивающая мелодия, ритмичное покачивание малыша и мамина интонация творят чудеса: малыш прекращает плакать и начинает чувствовать свою защищенность. В народных колыбельных песенках к ребенку часто обращаются по имени - это очень важно для общения с ним: называйте кроху уменьшительно - ласкательным именем (или его вариантами), как можно чаще.
Ой, мой Ванечка маленький,
Мой Ванечка ненаглядненький
Мой Ванечка хорошенький,
Мой Ванечка пригоженький
Для ребенка, понимающего речь необходимо петь такие колыбельные, которые развивают воображение и помогают настроиться на сон:
Не плачь, не плачь-
Куплю калач,
Если будешь плакать-
Куплю худой лапоть…
Кроме колыбельных включайте в жизнь маленького ребенка различные песенки и он будет расти веселым, жизнерадостным и активным.
Помните, что через совместный танец и пение закладывается основа для восприятия и эмоционального отклика на самые разные музыкальные произведения, которые ребенок услышит в будущем!