Многие опытные родители уже знакомы с методикой обучения чтению Николая Александровича Зайцева и даже применяют ее на практике. Так что же в ней такого особенного? Можно ли на самом деле научить ребенка читать благодаря этой методике?
Пожалуй, хорошим девизом для данной методики стало бы - «Учимся играя».
Обо всем по порядку.
Николай Александрович Зайцев – педагог, переводчик. Преподавая русский язык, как иностранный для взрослых людей он придумывал все новые и новые способы объяснения материала для его успешного изучения. В итоге Николай Александрович методом проб и ошибок создал уникальную систему обучения чтению и письму. Сначала преподаватель тестировал свой метод на учениках средних классов и результат, прямо скажем, его не впечатлил. Тогда Зайцев обратился к деткам помладше, к дошколятам, где адаптировав методику под возраст обучаемых, вновь опробовал ее. Обучение представляло собой игру, игру с кубиками. Так в ходе обучения, дети начинали читать буквально через несколько занятий. В дальнейшем методика Зайцева зарекомендовала себя и стала применяться в некоторых школах.
Сегодня она по-прежнему популярна и применяется для обучения чтению и письму малышей во всевозможных центрах раннего развития. Кроме того, данная методика зарекомендовала себя и активно используется сегодня для работы с детьми, имеющими диагнозы: ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм. Также она отлично подходит для занятий со слабослышащими и слабовидящими детками.
Что она из себя представляет?
Обучение проходит, как веселая занимательная игра с кубиками, на которых написаны буква и слоги (склады). Кубиков 52 штуки. Кубики различаются по цвету (золотые, железные, деревянные, белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Таким образом, ребенок, знакомясь с буквами и слогами не только их видит, но еще слышит и произносит.
Так, чтение по складам (пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква), по мнению Зайцева, - наиболее простой и легкий способ обучения чтению.
"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть".
Познакомившись со складами, с помощью кубиков, ребенок начинает составлять из них слова и читать. То есть ребенок от конкретно-образного через наглядно-действенное переходит к словесно-логическому.
Конечно, на первый взгляд, методика может показаться очень странной, однако, только попробовав позаниматься по ней со своим малышом, можно сделать вывод о ее действенности.