Все предметы окружающего нас мира имеют свое очертание. Когда мы смотрим на наружный вид предмета, мы видим его форму. Формы бывают простые и сложные (состоящие из нескольких простых форм), бывают хорошо узнаваемые - эталонные, и необычные - оригинальные.
К эталонам формы относятся геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник и объемные геометрические тела - шар, куб, параллелепипед («кирпичик»), призма, эллипсоид («яичко»,) конус, цилиндр.
Знакомство малыша с формой начинается с простых фигур: с круга и квадрата. На этом этапе главное - обучить малыша приему обведения контура фигуры с одновременным зрительным контролем за движением руки.
Важно учить ребенка сопоставлять фигуры и сравнивать их зрительно и осязательно (круг гладкий, а у квадрата есть стороны, углы). Параллельно дайте малышу представление и об объемных геометрических телах - шаре и кубе.
Научите выделять форму практическим путем, в ходе действия с предметами, например, если в круге проделать дырочку и протянуть тонкий стержень - малыш сделает открытие, что кружок можно катать. Аналогичным образом попробовать проделать тоже самое с квадратом - ребенок увидит, что квадратик не катится. Вот почему у всех машин круглые колеса! Так же играя с шарами, малыш выяснит, что шарик катится, а кубик – нет, потому что ему мешают стороны и углы.
Когда ребенок усвоит эти формы, познакомьте его с треугольником, прямоугольником и овалом. Геометрические фигуры лучше сравнивать попарно: круг и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и круг.
Когда вы учите малыша сравнению фигур, помните, что для демонстрации и игр лучше использовать модели фигур одинакового цвета и размера. В дальнейшем, предлагайте ребенку фигуры и тела, различающиеся сначала по цвету, затем по размеру.
Конечно, в процессе знакомства детей с эталонами формы важно соблюдать следующие этапы:
1.Практические действия (используйте Блоки Дьенеша или деревянные вкладыши). Малыш учится сравнивать предметы по форме («такой - не такой», «одинаковый – разный»)
2.Зрительное восприятие формы. Знакомьте ребенка с эталонами геометрических фигур без практических действий с ними, не запоминая их названий («дай такой же»).
3.Запоминание эталонов геометрических форм и их названий (после трех лет). Научите ребенка выделять форму по слову и побуждайте его повторять название формы за вами.
4.Словесное обозначение формы предмета. Научите ребенка осуществлять выбор по образцу и самостоятельно, называя форму предмета.
5.Обучение обобщению и классификации предметов по форме (после 4 лет), используя мягкие игрушки (Белочку, Мишку и др.) и блоки Дьенеша. Например, можно разделить «подарки» между игрушками: Белочка получит все круглые, а Мишка -все квадратные. Обязательно уточните по какому признаку разделили все подарки между игрушками. Или поиграйте в игру «Найди лишнюю фигурку».
До трех лет малыш накапливает представления о сенсорных эталонах. А начиная с трех лет знания о цвете, форме, количестве, величине и положении предметов в пространстве закрепляются и расширяются.
Помните, что ребенок только на третьем году жизни, а не раньше, становится способным четко выполнять инструкцию, работать по образцу, слушать словесные пояснения: его импрессивный словарь настолько широк, что он способен понимать взрослого. Мелкая моторика малыша характеризуется более точными движениями, за счет того, что осуществляется зрительный контроль.
Для успешного знакомства детей с эталонами формы используйте специальные пособия и игрушки, рассматривайте эталоны форм – плоские и объемные, находите реальные предметы простых форм, играйте в специальные тематические настольные игры на закрепление эталонов формы.
Ежедневные игры-занятия будут способствовать не только усвоению эталонов формы, но и умственному развитию вашего малыша.