С наступлением весны увеличивается количество обращений родителей младших школьников с жалобами на снижение успеваемости, на то, что ребёнок стал невнимательным, делает много "глупых" ошибок, знает правила, но не применяет их. Такую ситуацию я наблюдаю уже лет 15 и могу сделать некоторые обобщения относительно связи подобных жалоб и нервно-психического состояния детей.
Первое, на что хочу обратить внимание родителей - это банальное питание и режим. Да-да-да, и я, как тетерев на токовище про такие простые истины.
Почему снижается успеваемость?
Потому, что снижается концентрация внимания и усидчивость, а почему они снижаются? Правильно, от усталости и истощения. Внимание и концентрацию обеспечивают стволовые и подкорковые структуры мозга, именно там находятся ядра, отвечающие за ритм дыхания, сердцебиения, эндокринную и эмоциональную регуляцию, то есть всё то, что даёт нам энергию. А откуда берётся энергия? Конечно же, из питательных веществ и достаточной двигательной активности. А теперь, уважаемые родители, обратите внимание, как и что едят дети в начальной школе. На консультациях я часто слышу, что ребёнок ничего не ест кроме гамбургеров и картошки фри или нагетсов. Простите дорогие мои, но в такой еде почти ничего нет для питания нейронов.
Так вот, первое - это сбалансированное питание, в рационе обязательно должен быть белок и злаковые (то есть каши, которые дети просто не приучены есть). Орехи тоже должны быть и не жареный арахис (все уже знают, что это и не орех по составу), а фундук, грецкий орех, миндаль. Овощи должны быть в достаточном количестве, фрукты.
Второе звено - двигательная активность. Мало ходить просто на секции, тем паче вредно, если выбранные вами секции не приносят удовольствия ребёнку. Движение должно приносить удовольствие, тогда оно даёт силу для работы выше лежащих отделов мозга, отвечающих за интеллект. У ребёнка должна быть подвижная игра во дворе со сверстниками, не менее 2-3 часов в день.
Ну, и третье, что мешает полноценно учиться - это излишняя интеллектуальная нагрузка, то есть перегруженность различными кружками, где ребёнок без продыха "учит английский", осваивает скорочтение и ментальную арифметику. И это ещё в дополнение к репетиторам. Он же устаёт.
Так вот, прежде чем говорить, что ребёнок лентяй и ничего не хочет, а ошибки делает специально. Пересмотрите, пожалуйста, указанные выше три пункта: сбалансированность питания, достаточное движение и оптимальная умственная нагрузка.
Автор:
Порошина Елена Александровна
Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Уральского федерального университета, руководитель студии детской нейропсихологии «Нейрончик».