Когда я говорю родителям, что в первую очередь мы должны учить их ребенка просить предметы, которые он хочет, очень часто они мне отвечают: «Но он ничего не хочет!» Все дети чего-нибудь да хотят, и существуют методики, которые позволяют нам увеличить разнообразие и количество желанных для них предметов и занятий. (Это называется увеличение числа потенциальных поощрений). Мне кажется крайне важным, чтобы мы целенаправленно «учили» ребенка получать удовольствие от самых разных занятий и игр. В этом случае, у нас будет гораздо больше возможностей для обучения другим навыкам, кроме того, у ребенка появятся альтернативные виды досуга помимо «стимминга».
Почему игра важна
Трудно переоценить значение того, чтобы маленький ребенок умел получать удовольствие от «игры». В то время как вполне можно научить ребенка указывать на картинки по инструкции, имитировать чужие действия или слова в тщательно структурированных и искусственных ситуациях, маловероятно, что ребенок будет применять такие навыки спонтанно, функциональным образом и в естественных ситуациях. Для этого мы должны научить его пользоваться этими навыками в «реальном мире» (добиться генерализации навыка). Однако если предметы «реального мира» (игрушки, детские игры, другие люди) ребенку не интересны, у него не будет мотивации использовать эти навыки, и они сохранятся только в искусственной ситуации (занятие за столом), когда он может получить искусственное поощрение (например, конфету или мультик за правильные ответы).
По этой причине, любая программа обучения ребенка с аутизмом должна включать одну неизменную «цель» – объединить уже известные поощрения ребенка (любимую еду, запахи, прикосновения и так далее) с новыми предметами и занятиями. Таким образом нужно создавать все больше и больше поощрений для ребенка (обусловленных поощрений).
Для того, чтобы определить, какие игрушки и игры могут понравиться ребенку, проще всего проанализировать то самостимулирующее поведение («стимминг»), которое есть у него на данный момент. Нужно протестировать, как он будет реагировать на различные зрительные стимулы, звуки, вкусы и движения в окружающей среде. Возможно, что вы пока не знаете ответы на эти вопросы. Демонстрируйте ребенку различные стимулы – музыку, тактильные ощущения, мигающие или яркие игрушки и смотрите, как он будет реагировать. Когда вы ответите на эти вопросы, вы сможете определить, какие занятия и игрушки будут включать приятную для ребенка сенсорную стимуляцию.
Очень важное правило для знакомства ребенка с новой игрушкой или занятием – вы должны объединить их с уже существующим поощрением ребенка, то есть вы должны добиться «сочетания стимулов». Другими словами, ваша цель – делать что-то, что не особенно интересно ребенку, одновременно с чем-то, что ребенку очень нравится. Эта идея относится к любой ситуации, когда вы знакомите ребенка с чем-то новым.
Любое поощрение можно использовать для «сочетания стимулов». Например, допустим, что вашему ребенку очень нравится, когда вы очень крепко его обнимаете. Объедините крепкие объятия с чтением книги. Ребенку нравится рассматривать крутящиеся предметы? Выбирайте игрушки и игры, в которых что-то вращается. Ребенку нравятся смешные звуки? Говорите с ним смешным голосом, когда играете с ним. Ему нравится музыка? Пойте или преувеличивайте интонацию голоса во время игры.
После того как мы успешно «подсадили» ребенка на новую игру или занятие (сочетание стимулов произошло), мы можем учить его просить у нас новую игрушку или занятие. Мы также можем учить ребенка просить у нас различные детали или части, которые необходимы для этой игры. Если ребенок невербальный, то мы можем учить его просьбам с помощью жестов или картинок. Вы также можете делать паузы перед последним словом во время игры и ждать, «договорит» ли ребенок за вас. Такое «договаривание» частично будет просьбой о продолжении занятия, а частично более «продвинутым» речевым ответом – интравербальной реакцией.
Первые игрушки и игры, которые выбираются для ребенка с аутизмом, обычно относятся к «стимминговым» игрушкам. Например, это игрушки с вращающимися колесиками и деталями, мигающие или приятные на ощупь игрушки. Другими словами, это игрушки, с которыми можно оставить ребенка, и он будет наблюдать за ними или взаимодействовать одним и тем же образом снова и снова. Очень важно не позволять ребенку «играть» таким образом, потому что самостимулирующее поведение, как правило, поощряет само себя.
Нам важно не предоставлять ребенку безграничный доступ к таким игрушкам, что лишь приведет к увеличению самостимулирующего, повторяющегося поведения. Вместо этого мы пытаемся объединить поощрение («стимминговую» игрушку) с взаимодействием или разговором с вами. Такие игрушки лучше держать в недоступном для ребенка месте и доставать их только для игры вместе со взрослым. Очень важно, чтобы во время игры инструктор сохранял контроль над игрушкой или частями игрушки, чтобы у ребенка не получилось просто «стиммить» и полностью игнорировать другого человека.
Если вам удалось найти игрушку или занятие, в котором ребенок очень заинтересован, попробуйте найти другие похожие игрушки или придумать игры, которые обеспечивают похожую сенсорную стимуляцию для ребенка, или используйте эту игрушку для объединения с другими игрушками и занятиями.
Другой тип игрушек и игры, которым нужно уделить внимание – это игрушки, которые объединяют механические «причину и следствие» с воображаемой игрой. Например, игрушечная автомойка, которая брызгает настоящей водой, игрушечная плита, которая выпускает пузыри во время «готовки» или юла, которая играет музыку, если ее раскрутить. Если ребенку нравится манипулировать «причиной и следствием» в игрушке, вы можете контролировать эту часть игры. Например, если ребенку хочется посмотреть на пузыри из плиты, но вы загораживаете кнопку для включения, ребенок с большей вероятностью попросит «готовить»!
Я очень часто наблюдаю одну и ту же огромную ошибку, которую совершают во время обучения игре. Взрослый усаживается с ребенком «играть» и начинает засыпать его вопросами. Это НЕ игра, это экзамен, и ребенку это не понравится.
Как правило, рекомендуется избегать каких-либо требований в отношении ребенка во время игры. Просто веселитесь и получайте удовольствие от игры вместе. Игра должна быть поощрением для ребенка, даже если он не выполняет никаких ваших инструкций (это называется необусловленное поощрение). Например, многим детям нравится, когда взрослые «дурачатся» – говорят «смешным» голосом, преувеличивают интонацию, поют. В этом случае, сопровождайте свои действия во время игры песней или «мелодичным» голосом. Например, если вы помогаете ребенку прыгать на гимнастическом мяче, вы можете говорить «поехали-поехали по ровненькой дорожке, по кочкам, по кочкам, бух в ямку!» и помогать ребенку скатиться с мяча на словах «в ямку бух». Если повторять это регулярно, и если ребенку нравится такая игра, то вы заметите, что он выжидающе смотрит на вас, когда вы подходите к «бух». Начните делать паузу перед этим словом, и, вполне возможно, ребенок начнет говорить «бух» за вас! Это слово становится поведением, которое мы можем поощрять, формировать и переносить на другие функции языка.
Постарайтесь не рассказывать ребенку, что он сейчас делает, вместо этого, старайтесь присоединяться к его деятельности. Например, если ребенок водит паровозиком по рельсам, возьмите другой паровозик и попробуйте устроить крушение или гонки за паровозиком ребенка. Если кажется, что ребенок начал повторять одно и то же действие снова и снова, попробуйте прервать его в ненавязчивой игровой форме. Например, если ребенок бегает по кругу по комнате, подхватите его на руки, чтобы теперь он по комнате «летал».
Некоторым детям нужно побыть рядом с новой игрушкой какое-то время, прежде чем они начнут с ней взаимодействовать. Если это характерно для вашего ребенка, то просто оставляйте игрушку в комнате на несколько дней нетронутой. Постепенно начинайте сами играть с ней в то время, когда ребенок находится в комнате, но не рядом с вами. Пусть ребенок видит, как вы убираете игрушку туда, где ее видно, но откуда ее нельзя достать. Дождитесь того, чтобы ребенок сам подошел к вам, когда вы играете с игрушкой, а не подходите к нему с ней. И помните: если ребенок убежал от игрушки, которую он увидел первый раз в жизни, это еще не значит, что он не будет обожать ее в будущем.
Следите за тем, чтобы ребенок не «застревал» на одном и том же действии с игрушкой или одной и той же сказке. Очень часто оказывается, что ребенок привык играть в эту игру с мамой, но с папой игра его вообще не интересует! Если такая тенденция характерна для ребенка, наблюдайте за тем, какое именно поведение другого человека его привлекает. Возможно, это интонации голоса или определенные слова. Хотя наша цель в том, чтобы ребенок постепенно преодолевал потребность в «однообразии», мы можем использовать такую информацию, чтобы та же игрушка стала столь же интересной во время игры с другим человеком или игры по другому сценарию.
Учитывайте, что некоторые дети испытывают сильное нервное возбуждение, когда играют с некоторыми игрушками, особенно если это «стимминговые» игрушки. Если кажется, что ребенок стал очень активным, и он не способен сосредоточиться на том, что вы делаете, устройте перерыв и перейдите к другому занятию, которое включает другие предметы. Например, если ребенок высоко подпрыгивает и хлопает в ладоши, когда играет с юлой, возможно, стоит попросить его сесть, потом устроить перерыв и заняться чем-то, что обычно его успокаивает. Нужно быть очень осторожными – иначе вы можете нечаянно поощрить не совсем желательное поведение, если будете реагировать на него. Используйте эту информацию, но если «успокаивающее» занятие является более предпочтительным для ребенка, переходите к нему только в тот момент, когда ребенок ведет себя желательным образом.
Как начать играть
Ниже приводятся техники, с помощью которых можно увеличить интерес ребенка к другим людям и/или игрушкам. Помните, что на начальной стадии ваша цель в том, чтобы ребенок «разрешил» вам присоединиться к своей игре, и чтобы вы стали для него частью поощрения от игры.
1. Подогревайте предвкушение. Повторяйте одни и те же слова и последовательность действий снова и снова, затем начинайте делать паузу.
Пример: Во время игры в «ку-ку» говорите «а-а-а-а, ку-ку!», когда вы постепенно приближаетесь к ребенку и снимаете с головы одеяло. Когда ребенок начнет следить за вашими действиями обратите внимание, начал ли он улыбаться и смотреть на вас, когда вы приближаетесь. Возможно, ребенок начинает смеяться, когда вы только начинаете снимать одеяло. Если вы заметили, что это происходит, то остановитесь прямо перед «ку-ку!». Возможно ребенок начнет говорить «ку-ку» или сам попробует снять с вас одеяло!
2. Сделайте что-нибудь неожиданное. Повторяйте игру одним и тем же образом, а потом внезапно измените последовательность.
Пример: Если ребенок ест печенье, говорите «Я есть хочу!», а потом притворитесь, что откусываете от печенья. Если ребенок нормально воспринял это несколько раз, пододвиньтесь и начните делать преувеличенные звуки, как будто вы что-то жуете.
3. Имитируйте то, что делает ребенок, а потом превратите это в игру.
Пример: Ребенок специально наступает на сосновые шишки во время прогулки. Начните наступать на шишки, приговаривая: «Шишка! Топ!». Потом скажите ребенку: «Твоя очередь! Топ!», когда он наступит на шишку сам. По мере развития «игры», возможно, вы решите разложить шишки в круг или придумаете другую закономерность для «игры в шишки». Обратите внимание – я не говорю, что вы должны повторять стимминг за ребенком, я предлагаю вам превращать его в значимую игру.
4. Прерывайте «игру» ребенка с помощью игровых препятствий.
Пример: Ребенок снова и снова скатывается с маленькой горки в помещении. Возьмите его за ногу (мягко), когда он на вершине горки и начните тянуть ее из стороны в сторону, говоря: «О нет! Я тебя поймала!» Обратите внимание на выражение лица ребенка – «весело» ему или нет. Дождитесь, когда он посмотрит на вас и скажите «Отпусти?», а потом дайте ребенку скатиться с горки. Или, если ребенок бегает кругами, а потом прыгает на диванные подушки с разбега, положите часть подушек на пол и прыгните в них. Попробуйте прыгать в подушки по очереди!
5. Объединяйте конкретные слова/звуки с действиями ребенка.
Пример: Когда ребенок раскрашивает картинку, говорите «красить, красить, красить» или «вверх и вниз, вверх и вниз» (в зависимости от того, что именно делает ребенок). Используйте тот голос (нараспев, тихий или преувеличенный), который обычно нравится ребенку. Если вы просто будете сопровождать какими-то словами или звуками то, что является поощрением для ребенка, это повысит вероятность, что ребенок будет говорить эти слова/звуки в дальнейшем.
6. Придайте старой игре неожиданный новый смысл.
Пример: Если ребенок снова и снова набирает в совочек песок, а потом высыпает его обратно, притворитесь, что едите его с совочка! Или принесите игрушку любимого персонажа мультика, чтобы он присоединился к игре, и «покормите» его.
7. Используйте преувеличенную мимику и движения, чтобы привлечь к себе внимание.
Пример: Широко раскройте глаза и упадите на подушку с криком «бум!», широко откройте рот и притворитесь, что вытирайте кулаками «слезы».
8. Придавайте звукам ребенка смысл. Даже если вы не думаете, что ребенок сказал «настоящее слово», прислушайтесь к тому, что это за звуки, и действуйте так, словно они имеют смысл.
Пример: Ребенок рисует, лепечет и говорит что-то похожее на «солнце». Скажите «Солнце!» и нарисуйте солнце, как будто ребенок попросил его нарисовать.
9. Добавляйте новых «персонажей» в игру.
Пример: Ребенку нравится, когда вы раскачиваете его на гимнастическом мяче. Принесите другие игрушки – пусть они тоже покачаются. Если ребенок начнет скидывать игрушки с мяча, комментируйте его действия, например: «Уходи, мишка!»
Дальнейшая игра
Все дети разные, так что вам нужно будет внимательно наблюдать за ребенком, чтобы определить момент, когда можно добавлять «требования» в игру. Когда ребенок начал просить игрушки и занятия, вы можете постепенно добавлять то, что он должен сказать. Например, если ребенок стабильно просит поиграть с мячиком, положите мяч в прозрачный контейнер и подскажите ребенку, чтобы он попросил вас «открыть» его. В дальнейшем также учите его говорить «кати» или «отбивай мяч» или, может быть, выбирать мяч определенного цвета в своей просьбе. Важно не увеличивать требования слишком резко, иначе ребенок больше не захочет участвовать в игре. Это иногда называют «убить поощрение». По сути, это значит, что требования стали настолько велики, что теперь избегание занятия стало более мотивирующим, чем само занятие.
Другой способ «убить поощрение» – это предоставить так много доступа к нему, что оно надоест ребенку (произойдет насыщение). Например, если ребенку очень нравится играть с воздушными шариками, но вы играете с ними 10 раз в день, каждый день, возможно, они перестанут быть такими уж интересными! Время от времени прерывайте занятие, когда у ребенка еще сохраняется мотивация для него, но обязательно переходите к тому занятию, которое тоже является поощряющим. Если вы постоянно будете пробовать новые игрушки и виды игры, постепенно увеличивать требования и часто менять занятия – ценность игрушки или игры останется высокой.
У некоторых детей очень мало любимых игр, но они не терпят, чтобы им предлагали что-то новое. Если это так, то возможно, ребенок просто может понаблюдать, как вы играете с новой игрушкой, и при этом он будет есть или пить то, что ему очень нравится (объединение с уже существующим поощрением). Вы поймете, что ребенок готов играть с новой игрушкой или в новую игру, когда он будет улыбаться, глядя на вас и тянуться к игрушке.
Со временем вы также можете расширять игру, добавляя новые «части» к сценариям или новых персонажей. Например, если ребенку нравится катать игрушечных животных на поезде, возможно, пришло время остановить поезд и отвести животных в зоопарк, на ферму или где они там живут. Используйте интересную ребенку игру и добавляйте новую часть в последовательность, чтобы, таким образом, учить ребенка чему-то новому. Опять же, будьте осторожны – не добавляйте слишком много новых требований слишком быстро, а то ребенок потеряет интерес к занятию или просто решит играть тогда, когда вас не будет рядом!
Другой способ перейти к более сложной игре – использовать любимые видео ребенка. Начните проигрывать с игрушками те же ситуации, что и в видео. Остановите видео и пусть игрушки повторят такую же ситуацию, как и та, которую вы только что наблюдали. Это помогает объединить игрушки с поощрением, а также предоставляет ребенку готовый сценарий для игры. Постепенно меняйте сценарий, чтобы ребенок не «застревал» на нем.
Если вы обучаете во время игры, у вас может возникнуть соблазн быстро говорить или задавать ребенку различные вопросы. Этого нужно избегать любой ценой. Вместо этого моделируйте для него, как называть различные предметы, включайте выполнение инструкций, связанное с игрой, и сосредоточьтесь на просьбах.
Предоставляйте ребенку возможности решать, в каком направлении будет развиваться игра. Например, если мишка «заболел», мы поведем его к врачу или в парк? Если кран не может поднять трубу, то пусть ему поможет экскаватор или мы положим ее на место? Предоставление выбора позволит ребенку обращаться к вам с просьбами и при этом расширять игру.
Игра не должна быть похожа на «работу»! Я рекомендую использовать игру для того, чтобы обучать ребенка новым навыкам, и, по возможности, «приберечь» интенсивные обучающие занятия для работы над скоростью и точностью при выполнении множественных задач (обучение смешанными блоками). Более того, я считаю, что первые цели в обучении ребенка другим функциям речи зависят от того, какие слова ребенок научился говорить в качестве просьб. Если он это не просит, то не нужно включать это слово в его ранний словарный запас.
Как только речь и игра окажутся тесно связаны с поощрением, они могут стать поощрением сами по себе. Тогда ребенок будет готов учиться тому, в чем он не очень заинтересован. И на этом этапе можно добавлять к его программе цели, которые больше похоже на цели по словарному запасу для детей с типичным развитием.
Источник: Let’s Talk
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".