Очень интересный вопрос задали - как наказывать и поощрять детей.
Например, можно ли не взять ребенка в поездку, если он плохо учился?
Я спросила, можно ли не взять в поездку папу, если он провалил дедлайн?
Мы очень часто не замечаем, как предлагаем детям невыгодные демотивирующие, разрушающие наш авторитет, условия, от которых они не могут отказаться.
А мы бы от такого договора просто были бы в шоке.
Например, если бы работодатель сказал нам, что эта работа должна быть выполнена, а иначе он нас выпорет.
Или что мы должны мыть посуду за всем офисом, потому что он очень устает, и его работа более важна, чем наша.
Мы сами выросли в условиях обязанностей и долгов и не замечаем, что эти обязанности и долги были просто-напросто придуманы в наших семьях или на нас спихнули какие-то вещи, на которые у родителей не было сил, интереса, времени или денег.
Дети не обязаны нам помогать по дому, не обязаны учиться, не обязаны о нас заботиться или забирать младших из садика.
Иногда это является условием выживания семьи. Но это все равно совсем иное, нежели "ребенок должен".
Разные вещи: "У нас нет денег на то, чтобы платить за уроки иврита в продленке, поэтому мы ищем педагога-волонтера" и "Ты - учитель на пенсии, ты обязана пойти волонтерить в продленку".
Понятное дело, что приказывать легче, чем договариваться, заставлять проще, чем мотивировать и искать подход, а навесить на человека долг проще, чем быть должным самому (например, не "ребенок должен учиться", а "долг родителя - помочь ребенку получить образование").
Но тут лежит та самая разница, которая определяет подход родителя, его цели и ценности, которые в свою очередь формируют климат семьи - и, конечно, влияют на то, каким вырастет ребенок.
Как же воспитывать ребенка, не ругаясь, не наказывая, не приказывая и не запрещая?
Во-первых, с трудом, потому что то и дело оказываешься на незнакомой территории, где непонятно, как себя вести.
Во-вторых, с трудом, потому что мы живые и не всегда хотим договариваться с ребенком про то, чтобы он чем-то нам помог или что-то сделал, а хотим наорать или приказать, или сжечь все это, переехать в Черногорию и открыть маленький отель для бездетных туристов.
В-третьих, с трудом, потому что мы-то остаемся должны, и порой эта ситуация кажется довольно нечестной - нам-то никто должен не был и не собирается и даже не факт, что наши дети станут родителями и поймут, какими благородными донами мы были.
Поэтому я для начала предлагаю не пытаться взять на себя повышенные обязательства, а какое-то время просто побыть с идеей, что так может быть - что ребенок не наш сотрудник, раб или собственность, он ничего не просил у нас в долг, и никакое его информированное согласие ни на что мы не спрашивали, а он и не мог бы дать.
Поэтому мы можем наказывать, заставлять, стыдить, запрещать - но на самом деле это не обязательно, не естественно и это точно не единственный и не лучший способ воспитывать ребенка.
Приятная вещь в том, что большая часть власти и контроля - у нас. И мы решаем, как с ними обращаться, и какой стиль воспитания выбрать.
Неприятная - чем меньше у нас сил, информации,
времени, ресурсов, поддержки семьи и общества, тем сложнее выбирать что-то приличное.
Автор: Адриана Имж. Психолог-консультант, писательница, живой человек.