Самая ранняя стадия социальной коммуникации для маленького ребенка — разделенное внимание. Так называют умение обращать внимание на то, на что смотрит партнер по коммуникации, а также умение привлекать чужое внимание к какому-то предмету или событию в окружающей среде (Bruner, 1975; Mundy, Sigman, & Kasari, 1994).
Вот типичный пример разделенного внимания. Отец и сын рыбачат на реке, тут из воды выпрыгивает рыба, и сын говорит: «Пап, посмотри — рыба!» При этом он смотрит на папу или указывает на место, где прыгнула рыба, ожидая реакции отца.
Скорее всего, в ответ его папа разделит его радость и подтвердит его наблюдение за событием. Таким образом, папа предоставит ребенку естественное социальное подкрепление, и в будущем отца и сына ждет много таких моментов разделенного внимания.
При типичном развитии подобный навык формируется у детей естественным образом и не требует целенаправленного обучения. Однако при аутизме и других нарушениях развития данный тип речевого поведения не является естественным. Это значит, что ему необходимо обучать, используя для этого те поощрения, которые эффективны для данного ребенка.
Почему такой навык важен? Спонтанное называние и привлечение внимания собеседника к событиям и предметам — это первый и базовый навык для того, чтобы делиться своим опытом с другими людьми.
Нельзя ожидать, что ребенок освоит более сложные формы беседы, например, будет рассказывать, что он чувствует, или как прошел его день в школе, если сначала он не освоил в совершенстве самый простой способ поделиться опытом — рассказать о том, что ты наблюдаешь здесь и сейчас.
Один из способов подобного обучения — использование ранее сформированных навыков называния предметов. Детей с аутизмом часто обучают называть предметы, отвечая на вопрос взрослого, например: «Что это?» Если научить ребенка называть предметы спонтанно, то это может помочь увеличить его мотивацию к тому, чтобы поделиться опытом.
Проблема в том, что для ребенка сам по себе разделенный опыт пока что не является поощрением. Так что в начале обучения мы должны найти альтернативную форму поощрения. Это может быть игрушка, лакомство, щекотка, видео с любимым мультфильмом и так далее.
После того, как вы определили поощрение, предоставьте ребенку пачку книг или других материалов, и подскажите ему выбрать одну из них. Начните листать выбранную ребенком книгу и смоделируйте для него нужное поведение, например, укажите на картинку и скажите: «О, лодка! Лодка плывет по воде!»
При необходимости подскажите ребенку сделать то же самое, например, спросите у него: «Что ты видишь?» Если ребенок ответил, например, сказал: «Утка», тут же похвалите его и прокомментируйте ответ, например, скажите: «Да, утка, вот она. Ты так хорошо нашел утку! Утки говорят “кря-кря”». После этого продолжайте листать книгу и снова укажите и назовите то, что вы видите. Сделайте паузу прежде чем подсказать ребенку, чтобы он тоже что-то назвал — возможно, он сможет сделать это спонтанно.
Продолжайте это занятие в течение заранее запланированного, непродолжительного времени. Например, в течение 3 минут. После окончания фиксированного периода времени тут же предоставьте ребенку желанное поощрение (лакомство, любимую игрушку, щекотку и так далее).
После того как ребенок начнет стабильно указывать на предметы в книгах или на видео без вашей подсказки, увеличьте требования. Начните ждать, чтобы ребенок посмотрел на вас, когда он называет предмет, хвалите и комментируйте то, что он на вас посмотрел.
Если вы будете заниматься этим регулярно, то, скорее всего, мотивация ребенка перейдет от физических предметов (игрушка или лакомство) к разделенному опыту.
Источник: Reaching Milestones
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".