Я учительница маленьких детей с аутизмом в автономном классе общеобразовательной школы. Одна из моих профессиональных обязанностей — подготовить моих учеников к учебе в общеобразовательной среде. Очень часто считается, что готовность ученика к обучению рядом с обычными сверстниками определяется знаниями по школьным предметам. Однако в реальной жизни гораздо важнее оказываются более функциональные формы поведения. Именно они играют главную роль в принятии решения о том, в какой степени ребенка можно интегрировать в общеобразовательный процесс.
Я только год работаю в государственной школе, и, хотя в этой среде мне еще предстоит многому научиться, мне также очевидно, что методы, основанные на научных доказательствах, работают для разных возрастных групп и для разной образовательной среды, и что основной успеха являются ключевые навыки в функциональных областях.
Когда я планирую обучение, один из моих приоритетов — это «навыки выживания в школе». Я исхожу из философии, что не все могут добиться академических целей для своего года обучения, но все ученики могут в той или иной степени взаимодействовать с обычными сверстниками и участвовать общеобразовательном процессе. Я хотела бы рассказать о некоторых «пунктах назначения», к которым я планирую прийти к концу учебного года вместе с детьми, у которых есть серьезные нарушения, связанные с аутизмом.
Жизненно необходимый навык, который я считаю приоритетом для всех моих учеников, независимо от уровня их способностей — это умение попросить прекратить занятие или избежать его. Очень многие маленькие дети с аутизмом не могут сообщить в классе о своих потребностях социально приемлемым способом. Эта проблема часто приводит к мешающему поведению, из-за которого ребенка могут не допускать к учебе в классе.
Тренинг функциональной коммуникации — это самый важный этап в подготовке учеников в спектре аутизма к интеграции в класс. Цель в том, чтобы помочь ученикам сообщать в повседневных ситуациях, что они закончили чем-то заниматься или не могут продолжать, и что они хотят, чтобы какие-то предметы удалили, или хотят уйти отсюда. Для этого можно использовать устную речь, жесты, устройство для генерации речи, карточки с символами или другую систему, которая лучше всего подходит данному ребенку и данному контексту.
Значение этого навыка становится очевидно, когда ребенок начинает посещать школьный класс — умение попросить уйти социально приемлемым образом вместо нежелательного поведения, например, криков или агрессии, сыграет решающую роль в том, как к ученику будут относиться ровесники и учителя классов.
Я также уделяю особое внимание навыкам досуга, когда работаю над функциональными навыками. У большинства детей с аутизмом есть хотя бы одно занятие, которым они могут заниматься самостоятельно и без какой-либо опасности для себя и окружающих, часто это какие-то игры на компьютере или планшете. Хотя любой уровень независимости очень важен, ребенку с аутизмом очень поможет, если у него будет несколько вариантов уместных для его возраста и приятных для него занятий, из которых он сможет выбирать во время неструктурированного времени, например, перемен. В противном случае, ребенок будет слишком сильно зависеть от поддержки взрослых как в автономном, так и в общеобразовательном классе.
Расширение и развитие интересов и навыков досуга включает регулярное тестирование предпочтений, постоянное и осторожное знакомство ребенка с новыми материалами и игровыми навыками. Выбрать занятие, которое будет подкрепляющим для данного ученика, и в то же время уместным для его возраста и класса, может быть сложной задачей, но это необходимо, чтобы ребенок продолжил самостоятельно пользоваться этими навыками в разной образовательной среде.
Например, если ученику нравится рисовать или просто проводить линии на бумаге, то он может делать это в альбоме или папке, которая подходит его возрасту. Другая стратегия — поместить страницы любимых книг ребенка в папку, которая будет выглядеть более подходящей возрасту, чем сама книга. Некоторым детям нравится рассматривать и использовать таймеры и калькуляторы, которые могут сойти за обычные инструменты для учебы. Важно подходить к поиску занятий для досуга творчески!
Для учеников с аутизмом одна из основных задач — добиться успешного перехода из одного места в другое и/или от одного занятия к другому, особенно, если нужно прекратить любимое занятие и приступить к чему-то не очень приятному. Даже в начальных классах от детей ожидают успешных переходов и навыков управления собственном поведением, но у детей с аутизмом в этой области есть значительный дефицит навыков, и это становится одним из основных препятствий для включения в общеобразовательную среду. Поэтому очень большой акцент на обучение навыкам перехода с самого начала — один из наилучших способов помочь нашим ученикам интегрироваться в класс.
Конечно, то, что я сейчас говорю, не может заменить индивидуальную оценку поведения и разработку индивидуальной поведенческой программы. Однако можно смело утверждать, что визуальная поддержка, особое внимание к изменениям в мотивации ученика и плотный (и равно распределенный) режим подкрепления могут оказаться очень полезными. Ученики не научатся плавным переходам, если мешающее поведение стоит им меньше усилий и приводит к лучшим поощрениям, так что нужно уделять особое внимание тому, как окружающие взрослые реагируют на нежелательное поведение ребенка во время переходов.
Обучение «навыкам выживания в школе» тех детей, на которых наиболее сильно влияет аутизм, требует очень обдуманных решений в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его конкретных навыков и среды, а также тщательного планирования и сотрудничества с учителями классов, тьюторами и другими специалистами. И хотя важно ставить перед учениками сложные академические цели, я считаю, что основной акцент должен быть на обучении навыкам решения социальных проблем и управлению собственным поведением, ведь именно от них зависит, останется ли ребенок в автономном классе или получит доступ к общеобразовательному учебному плану рядом с типичными ровесниками.
Автор: Клелия Сигауд / Clelia Sigaud
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".