«У нашего сына синдром Аспергера, и он ест буквально постоянно. Мы пытались говорить с ним об этом, но он сильно расстраивается. Мы пытаемся контролировать, что он ест, и чаще выводить его на улицу. Но он все равно находит еду, и его трудно оттащить от телевизора».
Спасибо большое за ваш вопрос. Нам его очень часто задают. Научить любого ребенка правильному питанию — это трудная работа. Она может быть особенно тяжелой, если речь идет о ребенке с аутизмом. Мы надеемся, что несколько идей, приведенных ниже, окажутся полезными — некоторые из них относятся только к аутизму, другие же являются более универсальными.
Разработайте ежедневное расписание
Многие дети с аутизмом добиваются наибольших успехов в рамках структурированного ежедневного расписания. Помогите вашему сыну создать такое расписание на каждый день и включите в него постоянное время для приемов пищи и «перекусов».
Просмотр телевизора может быть частью этого расписания. Просто поставьте четкие временные рамки. Например, час у телевизора после того, как ваш сын какое-то время посвятит активным занятиям на свежем воздухе.
Не заставляйте сына самого придумывать, чем заняться на улице. Лучше устройте вместе мозговой штурм и попытайтесь определить занятия, которые доставят ему удовольствие. Выгулять собаку? Сходить на соседнюю игровую площадку? Собрать листья граблями?
Визуальные расписания дня помогают детям с аутизмом придерживаться заведенного распорядка. Визуальное расписание составляется с помощью фотографий, рисунков или предметов, обозначающих изменения в течения дня или различные занятия. В течение дня вы убираете изображения, чтобы обозначить переход к следующему пункту. Например, составляя завтрашнее расписание дня для ребенка, вы можете поставить картинку с граблями и листьями на период для прогулки. На следующий день вы можете разместить на это время фотографию качелей с детской площадки.
Важность физических упражнений
Всем детям нужна ежедневная физическая активность. Помимо сжигания калорий, она способствует здоровью сердечно-сосудистой системы и улучшает работу мозга.
Мы знаем, как трудно повлиять на ребенка, который привык просто сидеть перед телевизором. Вам может помочь какая-нибудь секция или структурированная группа вне дома. Если ваш ребенок получает услуги по поведенческой терапии, эрготерапии или физиотерапии, то попросите его терапевта помочь вам в поиске подходящему ему занятия по месту жительства. И, конечно, обсудите возможные варианты с ребенком.
Как уже говорилось ранее, полезно запланировать в расписании дня все самые приятные занятия вашего ребенка сразу после периода физической активности. Например, разрешите ему здоровый «перекус» сразу после физических упражнений.
Замените еду весельем!
Есть ли определенное время суток, когда ваш ребенок чаще всего бездумно жует все подряд? Постарайтесь планировать веселые занятия как раз на эти периоды. Есть ли у ребенка любимые игры, в которые ему бы хотелось поиграть с вами? Какой-нибудь творческий навык, над которым вы бы могли поработать вместе?
Выбор более здоровой еды
Никому не нравится чувство голода. Так что убедитесь, что если ваш ребенок проголодается, у него будет богатый выбор из здоровых и низкокалорийных продуктов. Вы можете учить ребенка выбору здоровых продуктов питания с помощью визуальной системы, например, программы, когда полезные и вредные блюда сортируются в соответствии с красным и зеленым сигналом светофора.
Вы можете создать визуальные подсказки, включая изображения «еды зеленого сигнала», например, фруктов, овощей и нежирных источников белков. Объясните ребенку, что эти продукты он может спокойно есть, когда захочется. «Продукты желтого сигнала» менее питательны и их можно есть лишь в умеренных и определенных количествах. Например, можно съесть лишь чашку чипсов или хлопьев. Вы можете решить, что ребенок может есть эти продукты только во время перекуса по расписанию. «Продукты красного сигнала» включают жирные и сладкие блюда с низкой питательной ценностью. Их можно есть только в маленьких количествах по особым случаям, например, во время вечеринки на день рождения или праздника.
Для обучения здоровому питанию мы рекомендуем открыто обсуждать с ребенком такие темы как чувство голода и насыщения. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность выразить свои эмоции в отношении еды. В первую очередь, это касается неприятных чувств из-за голода. Вы можете поговорить о том, чем отличается настоящий голод от еды от скуки.
В школе ребенка также могли обсуждать здоровое питание. Спросите учителя и/или консультанта о том, какие программы или уроки на эту тему существуют в школе. Это позволит вам придерживаться общих тем дома.
Ограничения и награды
Помимо «зеленой» вазы со свежими фруктами и овощами, вам может понадобиться удалить пищевые соблазны от ребенка. Это может потребовать запрета заходить на кухню или замки на кухонный шкаф и холодильник.
Другая возможность — исключить или минимизировать доступ к нездоровым закускам дома. Очевидно, что этот шаг повлияет и на других членов семьи, но результатом может стать лучшее здоровье для всех.
Мы также рекомендуем, чтобы вы с вашим сыном разработали и практиковали систему наград за физическую активность и соблюдение ежедневного расписания. Вы можете также награждать за соблюдение таких правил как «не заходить на кухню». Однако мы настоятельно рекомендуем использовать не пищевые награды, а любимые занятия или небольшие покупки.
Поведенческая терапия может помочь
Поведенческий терапевт или психолог могут помочь вам во внедрении этих стратегий, а также в управлении проблемным поведением, таким как истерики, которое может появиться в ответ на ограничения в еде.
Также полезно создать дома безопасную зону, куда ребенок может пойти, чтобы успокоиться, когда переживания по поводу перемен в привычном образе жизни станут слишком сильными.
Авторы:Мишель Спейдер, Ребекка Гелленталь, Джонатан Уилкинс.
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".