У моего четырехлетнего внука аутизм, он не говорит и не подходит, даже не смотрит, когда мы его зовем. Можете посоветовать, как лучше учить его отзываться на имя?
На вопрос отвечает психолог Кеннет Шамлиан, директор поведенческой терапевтической программы при медицинском центре Университета Рочестера (США).
Спасибо за ваш вопрос. Он отражает многие отличия, которые мы наблюдаем у детей с аутизмом. Я часто слышу подобные вопросы от членов семьи («Как мне понять, что она меня слышит, если она даже не смотрит на меня?») или педагогов («Почему они не слушают меня так же, как остальные дети?»).
У нас нет исчерпывающих ответов на эти вопросы. Мы знаем, что многие люди с аутизмом иначе учатся, и социальное взаимодействие, особенно реакции на коммуникацию других людей, вызывает у них особые сложности.
Хорошие новости в том, что мы достаточно знаем об аутизме и его влиянии на людей, чтобы понимать, что, хотя люди в спектре аутизма могут не усваивать социальные навыки естественным образом, их можно целенаправленно обучать этим навыкам.
В идеале, ваш внук должен получать регулярные услуги в связи с аутизмом. Если с ним работает поведенческий терапевт, то вместе с вами и/или родителями внука он может оценить и разработать поведенческий план для развития этого навыка.
Тем временем, я могу предложить несколько стратегий, которые вы и его родители можете попробовать дома.
При обучении новому и сложному навыку — в данном случае тому, как откликаться на имя — я рекомендую не забывать о разнице между «не может» и «не хочет».
Не может: Во многих ситуациях люди с аутизмом действительно не понимают, чего от них ожидают, в первую очередь, это касается социальных ситуаций. Они (пока что) не могут этого, потому что никто не учил их этому так, чтобы это имело для них смысл.
Не хочет: В некоторых случаях люди в спектре аутизма могут не отвечать так, как отвечают другие люди, потому что социальное взаимодействие имеет для них меньшую ценность. В этом случае у него или нее недостаточно мотивации для реакции, которую мы ожидаем.
В случае вашего внука отсутствие реакции на свое имя может объясняться одной из этих причин или ими обеими. Ниже приводятся несколько шагов для преодоления этих трудностей во время обучения его тому, как откликаться на свое имя.
Подготовка
Я предлагаю вам выбрать определенные дни и выделить конкретное время, когда вы можете практиковаться в этом навыке со своим внуком.
Если вы подозреваете, что ваш внук не понимает, зачем ему откликаться на свое имя, вам нужно найти что-то, что очень для него важно, чтобы повысить мотивацию. Я предлагаю что-нибудь, что вы можете дать ему тут же как награду за его усилия — что-то, что ему очень нравится. Например, вы можете награждать его позитивным вниманием (объятия, «дать пять», похвала и так далее), короткой игрой, которую он любит (щекотка, ку-ку, «поехали-поехали» и так далее) или любимой игрушкой, которая не всегда ему доступна.
Обучение с мотивацией и наградой за успех
Когда вы подготовитесь, я предлагаю следующее:
1. Ищите возможности приблизиться к внуку, когда он чем-то занят, но не полностью погружен в это занятие. (Лучше избегать ситуаций, когда он полностью чем-то захвачен, например, когда он смотрит свое любимое видео).
2. Произнесите его имя.
3. После того как вы произнесли его имя, тут же постучите по его плечу или очень мягко поднимите его голову так, чтобы он посмотрел на вас. Я советую не требовать от него прямого взгляда в глаза, так как это может вызывать очень сильный дискомфорт у некоторых людей с аутизмом.
4. Как только он посмотрит в вашу сторону (пусть даже случайно), тут же наградите его игрой или предметом вместе с похвалой, например, «отлично отзываешься на имя!»
5. Позвольте ему вернуться к предыдущему или другому занятию. Это позволит вам создать новую возможность для практики.
Как часто вам нужно будет повторять эти шаги зависит от того, сколько времени вы с внуком можете посвятить практике. Например, если вы проводите с внуком весь день, то вы можете повторить эти шаги 10-20 раз в течение дня или больше. Если у вас есть только час, то можно делать паузу в 1-2 минуты прежде чем снова позвать его по имени. Если вы видите, что его интерес к награде снизился, я рекомендую делать перерыв — особенно если поначалу он реагировал положительно.
Продолжайте практиковаться до тех пор, пока он не начнет отзываться на свое имя до того, как вы постучите по плечу или направите его взгляд в вашу сторону.
Мы часто применяем эту стратегию в нашей клинике. В большинстве случаев дети начинают отзываться на свое имя через несколько часов практики или после 20-60 попыток. Если ваш внук не начинает реагировать, то сделайте перерыв и вернитесь к практике во время своего следующего визита. Некоторым детям просто нужно больше практики чем другим.
Мы также обнаружили, что некоторые простые изменения могут улучшить скорость обучения. Например, посмотрите, что находится в комнате и может отвлекать внимание внука от вас. Постарайтесь найти для практики место, где рядом не будет других людей и отвлекающих предметов.
Меняйте расстояние, людей и места
Во-первых, я предлагаю удостовериться, что ваш внук готов к следующему шагу. Подойдите к нему поближе и позовите его по имени, но не прикасайтесь к нему. Стойте рядом и подождите несколько секунд. Если он не посмотрел в вашу сторону, то продолжайте практику с физическими подсказками как и ранее.
Если он несколько раз ответил без физической подсказки, то я рекомендую следующее:
1. Попробуйте приведенное выше упражнение в разных местах, например, когда вы за обеденным столом или на кухне, во дворе или магазине. Тут же хвалите и награждайте его за малейший поворот в вашу сторону.
2. Привлеките других людей к вашему упражнению. Мы хотим, чтобы ваш внук начал откликаться, когда его зовут разные люди и в разных местах. Опять же, не забывайте хвалить и награждать.
3. Когда ваш внук начнет реагировать на свое имя в различных местах и с разными людьми, попробуйте увеличить расстояние, когда зовете его по имени. Начинайте с пары шагов и постепенно переходите к другому концу комнаты или двора. Помните, что надо тут же хвалить и поощрять любую реакцию.
4. Продолжайте практиковаться, увеличивая дистанцию (в рамках безопасности, разумеется), пробуя новые места и новых (доверенных) людей.
В завершение я хочу еще раз подчеркнуть, что очень ценю ваш вопрос — это прекрасный пример того, как важно, чтобы вся семья активно помогала ребенку с аутизмом развивать фундаментальные навыки, которые понадобятся ему для успешной жизни. Помогая вашему внуку отзываться на свое имя в различных ситуациях, вы заложите основу для других важных социальных навыков, а также позаботитесь о его безопасности и качестве его отношений с другими людьми.
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".