Мы все знаем поговорку: «Это как езда на велосипеде. Как только научишься, уже не забудешь». В какой-то степени это верно, но если последний раз вы садились на велосипед 10 лет назад, вам нужно быстренько повторить пройденное, прежде чем проехать десять километров. Это относится и к учебным навыкам. Когда вы научились такому действию как сложение, вы продолжили практиковаться в этом навыке и после окончания школы. Но помните ли вы те математические знания, которые вам не приходится использовать в повседневной жизни, например, как определить площадь круга? Возможно, у вас сохранились какие-то базовые знания, но вам все равно нужно вспомнить пройденное, прежде чем решить задачу или помочь ребенку с домашней работой.
То же самое относится и ко всем навыкам, которым учатся дети. Когда дети осваивают какие-то навыки, очень важно, чтобы они продолжали практиковать их. Это тем более важно для детей с нарушениями развития, у которых есть сложности в обучении, особенно если это те навыки, которые редко применяются в повседневной жизни. Процесс частой и тщательной практики навыков описывают с помощью терминов «поддержка» и «обобщение».
Что такое поддержка и обобщение?
Поддержка — это продолжение практики тех навыков, которые уже усвоены, чтобы ученик сохранил данный навык. Легче всего поддерживать те навыки, которые имеют ценность для ребенка или которые можно использовать в его повседневной жизни. Тем не менее, есть специфические навыки, которые по определению не будут использоваться часто (например, что делать в случае пожара или как позвонить в экстренную службу). Для того, чтобы сохранить эти навыки, их нужно целенаправленно тренировать время от времени, используя ролевую игру или изображая события понарошку.
Для того, чтобы ребенок стал использовать навык самостоятельно, как правило, недостаточно, чтобы он воспроизводил его в знакомой учебной ситуации. Обобщение означает способность переносить ранее освоенный на навык на новые ситуации, места, предметы или людей. Таким образом, мы можем гарантировать, что ученик сможет использовать этот навык в разных ситуациях.
У детей с аутизмом часто возникают трудности с поддержкой и обобщением, зачастую они не происходят у них спонтанно. В программе АВА для ребенка с аутизмом обязательно должен быть описан отдельный план по обобщению того или иного навыка. Это может быть практика навыка с разными взрослыми (например, с двумя разными инструкторами, родителями, бабушкой и няней). План по обобщению также может включать практику навыка в разных ситуациях. Например, ребенок может научиться просить маму о помощи, но при этом он не будет просить о помощи старшую сестру или сверстников. В этом случае, вам нужно будет создавать ситуации, в которых ребенок сможет практиковаться в этом навыке с сестрой или ровесником, чтобы добиться обобщения среди разных людей.
Работу над поддержкой и обобщением лучше всего проводить в естественных ситуациях, во время обычного времяпрепровождения или рутинных событий, в которых ребенок участвует каждый день. Практика в условиях реальной жизни помогает детям стать более самостоятельными и реагировать на те стимулы, которые обычно есть в окружающем мире.
Кроме того, ребенок сможет увидеть, как применение освоенных навыков может обеспечить его доступом к естественным поощрениям. Если вы не уверены, над обобщением каких навыков вам лучше поработать с ребенком в течение дня — поговорите с его педагогом или терапевтом. Однако, как родителям, вам лучше всего заниматься поддержкой и обобщением тех навыков, которые кажутся наиболее важными для вашей семьи. Как родители, вы сами будете более мотивированы работать над теми навыками, которые непосредственно влияют на вашу жизнь позитивным образом, кроме того, так вам будет проще найти больше ситуаций для практики.
Почему родителям нужно работать над поддержкой и обобщением?
Исследования показывают, что когда родители участвуют в обучении своих детей, то эти дети учатся гораздо быстрее и уровень обобщения их навыков намного выше, чем у детей, с которыми занимаются только специалисты. Кроме того, согласно исследованиям, участие родителей в обучении ребенка способствует тому, что родители чаще играют и проводят досуг вместе с ребенком. Что за прекрасная цель!
Родители находятся в уникальной позиции, чтобы определить, где и с кем их ребенок может потренировать свой новый навык, они также могут предоставлять ребенку инструкции и подсказки для практики. Более того, семьи могут обеспечить поддержку и обобщение навыков в разных ситуациях и местах, в которых специалисты не бывают. Например, это может быть церковь, вечеринка по случаю дня рождения или прогулка в парке.
Родители ужасно заняты! Тем не менее, если они смогут иногда повторять усвоенные навыки в тех местах, где они бывают вместе с ребенком, это не займет много времени, а пользу принесет весьма ощутимую. Совсем не обязательно тратить на такое повторение пройденного много времени.
Советы для безболезненной поддержки и обобщения:
1. Выберите 3-5 задач для этого месяца. Не старайтесь обобщать все, что только знает ребенок. Выберите те навыки, которые важнее всего для вас и полезнее всего для ребенка.
2. Каждый навык следует отрабатывать 1-5 раз подряд. Не тратьте на это более 5 минут во время какого-то одного события или занятия.
3. Постарайтесь найти возможность работать над обобщением 5-10 раз в течение дня. Несколько недолгих занятий по повторению пройденного в течение дня сложатся в продолжительную практику в различных условиях.
4. Будьте добры к себе — выбирайте те ситуации, в которых вас с наибольшей вероятностью ждет успех.
Как сделать практику навыков частью повседневных занятий
День родителей часто расписан по минутам и времени ни на что не хватает. Нужно поддерживать порядок в доме, заботиться о детях и других членах семьи и часто многочисленные мелкие дела не дают родителям работать над обучением ребенка с аутизмом, даже если им этого очень хочется. Вот несколько примеров ситуаций, в которых просто отрабатывать новые навыки:
— В магазине: Подумайте обо всех навыках, которые вы можете обобщать в магазине — определение цвета предмета (красный или зеленый виноград), терпимость к незнакомым продуктам (для этого отлично подходят образцы), чтение (попросите ребенка читать пункты из списка покупок и искать на полках нужные товары), совершение покупок (дайте ребенку банкноту, чтобы он сам купил себе какое-нибудь лакомство по своему выбору), следование устным инструкциям (подойди сюда, дай мне яблоко) и многое другое!
— За обеденным столом: За столом вы можете запланировать множество ситуаций для закрепления навыков коммуникации. Это также подходящее время для работы над академическими навыками, такими как счет или называние цвета.
— Во время ухода за собой: Пары дополнительных минут во время приема ванной, одевания или других ежедневных мероприятий для ухода за собой будет достаточно, чтобы ребенок поработал над игровыми, коммуникативными и академическими навыками.
— Домашние дела: Когда работаете по дому, то поручите что-нибудь и ребенку. Например, закрепите совмещение одинаковых предметов, попросив разложить по парам носки после стирки, либо поработайте над навыками понимания речи, попросив ребенка достать какой-то продукт из холодильника.
Как выглядит такая практика в течение дня
Вот примерное описания обычного дня Сьюзан и ее четырехлетнего сына Лиама.
Цели этого месяца
Сьюзан определила следующие цели для поддержки и обобщения в течение месяца.
1. Называние цвета предметов.
2. Счет до 5.
3. Приветствие других людей.
4. Просьба о получении желаемого предмета.
5. Игра с другими детьми по очереди.
10:00-11:00. Продуктовый магазин
Когда Сьюзан привела Лиама в магазин, сначала она отвела его в овощной отдел. Во-первых, она попросила Лиама назвать цвет красных яблок. Когда он это сделал, она дала ему кусочек яблока, который был в магазине в качестве образца. Затем она попросила Лиама помочь ей положить 4 яблока в пакет. Перед тем, как положить в пакет яблоко, она делала паузу, чтобы Лиам мог их отсчитывать. По мере их продвижения по овощному отделу она попросила Лиама назвать цвет зеленого винограда, найти и посчитать апельсины, назвать цвет бананов и помидор. После каждого верного ответа она хвалила Лиама, предлагала ему образец из магазина, говорила ему «дать пять» или щекотала.
Сьюзан продолжила выбирать нужные покупки. Когда она закончила, они остановились у прилавка с выпечкой. Сотрудник поздоровался с ними и мама Лиама подсказала ему поздороваться в ответ, после чего сотрудник дал ему бесплатный образец печенья. Кассир на выходе тоже поздоровался с Лиамом. Когда Лиам верно ответил с подсказкой, Сьюзан поощрила его ответ бурной похвалой и еще одним кусочком печенья!
11:30-12:00. Обед
Время обеда, и Лиам голоден. Сьюзан делает ему горячий бутерброд с сыром и разрезает его на четыре части. Она спрашивает Лиама, хочет ли он один или два кусочка. Когда он отвечает, что хочет два кусочка, Сьюзан кладет на его тарелку две четвертинки бутерброда, но просит Лиама сначала сосчитать их. Остальной бутерброд и миску с виноградом она ставит на полку так, чтобы Лиам мог их видеть, но не мог достать.
Когда Лиам доедает два кусочка бутерброда, Сьюзан подходит поближе и ждет, чтобы он попросил добавки. Лиам забывает, что он может попросить, и пытается сам добраться до полки. Сьюзан подсказывает ему попросить виноград. Когда он успешно делает это, она дает ему три виноградины, и одновременно просит их отсчитывать. Когда Лиам доедает виноград, он говорит: «Еще винограда, пожалуйста». Сьюзан бурно хвалит его за спонтанную и вежливую просьбу и дает ему еще 5 виноградин. До конца обеда Лиам еще несколько раз практикуется в счете и просьбах, в том числе в просьбе выйти из-за стола, сказав: «Все, я наелся».
14:30-15:30. Игра в парке
Когда старшая сестра Лиама, Джессика, возвращается из детского сада, они вместе идут в парк. В этом месте Сьюзан трудно работать над поддержкой и обобщением, потому что Лиам может убежать, а ей одновременно нужно приглядывать за Джессикой и уделять ей внимание. По этим причинам Сьюзан выбирает небольшой и полностью огороженный забором парк. Так она может больше сосредоточиться на общении с детьми, а не на риске, что кто-то из них уйдет за территорию парка.
Обоим детям нравится кататься с горки и Сьюзан предлагает им покататься с горки вместе. Джессика подводит брата к лестнице на горку, в то время как Сьюзан ждет у спуска. Лиам примерно 3 минуты катается с горки по очереди со своей сестрой.
Позднее Лиам заинтересовался песочницей. Зная, что это его любимое занятие, Сьюзан подготовила совки, ведерки и грузовик. Когда Лиам начинает играть в песочнице, Сьюзан садится неподалеку и наблюдает за обоими детьми. Когда к ним подходит маленький мальчик, она подсказывает Лиаму поздороваться с мальчиком и предложить ему совок. Она предлагает им построить вместе горку для грузовика. Дети насыпают на горку песок по очереди. Когда у них получается большая гора песка, другой ребенок хватает грузовик и начинает скатывать его с горки. Лиам расстраивается, и Сьюзан подсказывает ему сказать «моя очередь», и подсказывает другому ребенку позволить Лиаму тоже поиграть. Сьюзан внимательно наблюдает за игрой детей, но Лиам с другим мальчиком самостоятельно играют по очереди с грузовиком еще 10 минут, после чего Лиам уходит покачаться на качелях.
17:00. Накрывание на стол
Сьюзан просит Джессику и Лиама помочь ей накрыть на стол. Лиам достает столовые приборы, а Джессика накрывает на стол. Джессика следит за тем, как ее брат отсчитывает нужное количество вилок, тарелок, салфеток и чашек. Если он ошибается, она поправляет его и помогает отсчитать верное количество.
19:30-20:00. Время в ванне
У Сьюзан и Лиама был насыщенный день, и Сьюзан не терпится уложить Лиама спать. Сейчас Сьюзан уже трудно творчески подойти к работе над поддержкой и обобщением. Так что она следует заведенной рутине. Пока наливается ванна, Лиам может попросить до четырех игрушек в ванну (резиновые уточки, подводные лодки, кораблики, самолеты и т. д.) Когда Лиам просит лодку, Сьюзан берет две разные лодки и спрашивает, хочет ли он красную лодку или фиолетовую. Когда в ванне оказывается 3 игрушки, она просит Лиама посчитать их.
20:30. Спокойной ночи, Лиам! Отличная работа, Сьюзан!
Во время этих коротких занятий Сьюзан смогла повторить с сыном названия цветов 7 раз, счет 11 раз, приветствия 3 раза, просьбы 9 раз и игру по очереди 6 раз. Она также работала над обобщением этих навыков в 3 различных местах с 5 различными людьми, включая 2 ровесников. Усилия Сьюзан гарантируют, что те навыки, которые усвоил Лиам сохранятся (поддержка), и что он сможет применять их в различных ситуациях (обобщение).
Автор: Мишель Фикаглия / Michelle Ficcaglia
Источник: Autism Bay Area Magazine
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".