Одна из самых проблемных областей для детей с аутизмом — навыки игры и общения с другими детьми. Очень важный метод, позволяющий детям с аутизмом попрактиковаться в социальных и коммуникативных навыках — это так называемые «свидания для игр», когда взрослые устраивают встречу детей примерно одного возраста, во время которой они могут играть в безопасной и структурированной атмосфере. Если у вас есть возможность устроить такую встречу с типичным сверстником для аутичного ребенка (например, пригласить ребенка друзей, родственников или соседей к вам в гости или в парк), то потребуется заблаговременное планирование со стороны всей семьи.
Вот несколько советов о том, как можно сделать такую встречу удачной:
Очень тщательно выбирайте сверстников. Постарайтесь найти ребенка, который близок к вашему ребенку по возрасту и при этом демонстрирует адекватный уровень коммуникации, социальных и игровых навыков. Ровесник должен быть гибким и обладать развитыми навыками совместной игры. Лучше всего подойдет общительный ребенок, которому нравится выступать в роли «учителя» для других детей — помогать им и давать полезные советы. Это могут быть ученики из той же школы, что и ребенок, дети из вашего церковного прихода или дети соседей, которые ходят на ту же игровую площадку.
Заранее запланируйте и подготовьте игры для детей. Выберите занятие, которое понравится обоим детям. Это должно быть структурированное, организованное занятие, которое потребует какого-то уровня сотрудничества между детьми.
Заранее потренируйтесь в этой игре с ребенком. Подготовьте вашего ребенка к встрече с ровесником, заранее отрепетировав все запланированные занятия. Попробуйте проиграть с ним встречу по ролям, притворяясь другим ребенком.
Определите, чему ваш ребенок должен научиться во время встречи с ровесником. Четкие цели повысят вероятность, что во время «игровых свиданий» ребенок будет осваивать конкретные навыки. Время вашего ребенка слишком ценно, чтобы просто надеяться, что он чему-нибудь да научится. Определите две или три конкретные цели (например, играть по очереди, задавать вопросы, отвечать на вопросы, переходить от одной игры к другой). Во время каждой встречи с ровесником записывайте, насколько хорошо ребенок справляется с каждой целью.
Не затягивайте встречу. Вы можете выделить на первую встречу всего 30 минут. Разделите эти 30 минут на две-три игры по 10-15 минут. Убедитесь, что переход от одной игры к другой осуществляется плавно и быстро.
Помогайте детям во время игры и поощряйте нужное поведение. Поддерживайте взаимную игру и поощряйте детей как можно больше. Каждый раз, когда ваш ребенок вступает в позитивное общение с ровесником, давайте ему какое-нибудь лакомство и хвалите его.
Возможные идеи. Подумайте, в каких играх детям приходятся действовать сообща, решать какую-то задачу или пользоваться общими материалами. Отличная игра — поиск сокровищ. Спрячьте игрушки и угощения в доме и дайте детям карту сокровищ, чтобы они отыскали их вместе. Арт-проекты тоже подходят для совместной игры — пусть дети сделают коллаж, нарисуют плакат или картину на какую-то интересную им тему. Во дворе можно поиграть в перетягивание каната, прятки, различные салочки.
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".