В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - психологов, логопедов, дефектологов к специально организованным занятиям с использованием песочницы.
Песок является одним из самых лучших природных материалов для творчества: он мягкий, податливый, с помощью него так легко «перекинуть мостик» от мира внутреннего к миру внешнему, материальному.
Игры детей с песком популярны с давних лет и являются одним из наиболее любимых видов творческой активности.
Внедрение методов песочной терапии в работу с детьми с ограниченными возможностями является легкодоступным, естественным и безопасным средством развития и самотерапии.
Играя в песочнице, дети придумывают свой особенный удивительный мир, заполняя его интересными сюжетами, включаются их воображение. В такие моменты дети представляют себя волшебниками, творцами.
Взаимодействуя с песком, развивается творческий потенциал ребенка. И это естественно, ведь именно в песочнице малыши впервые «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им так непросто выражать в силу своих возрастных особенностей. Благодаря созданию «песочной страны» ребенок получает возможность невербального общения с окружающей действительностью, в свою очередь взрослый имеет уникальный шанс посмотреть на мир глазами ребенка.
Песочная терапия – возникла в русле аналитической психотерапии. Это средство взаимодействия не только с миром, но и с самим собой; средство снятия психоэмоционального напряжения, что само по себе раскрывает новые линии развития и повышает уверенность в себе.
Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) в 1930-х годах была одной из первых, кто начал использовать песочницу в играх с больными детьми и детьми группы риска.
Ловенфельд присваивала огромное значение тактильному взаимодействию ребенка с водой и песком, который дополнял проективную игру с разными предметами (формочки для игр в песочнице, миниатюрные игрушки). Стоит отметить, что также Эрик Эриксон, Анна Фрейд активно использовали в своей работе с детьми миниатюры и игрушки. Работа в песочнице активизирует «архетип ребенка», благоприятствует творческому регрессу.
Игра с песком – один из видов естественной, натуральной активности детей, что позволяет использовать ее в рамках коррекционных, развивающих и обучающих занятий.
Создавая песочные картины, сочиняя всевозможные истории, взрослые могут передать ребенку жизненный опыт, правила окружающей действительности в наиболее безопасной для него форме. Контакт ребенка с песком гармонизирует психоэмоциональное состояние, стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, а также улучшает самочувствие.
Общая структура занятий в песочнице включает в себя:
1. ритуал вхождения в песочный мир;
2. новая психолого-педагогическая игра;
3. ритуал выхода из песочного мира.
Существует несколько видов работ в педагогической песочнице:
1. конструирование из песка;
2. рисование цветным песком;
3. составление узоров на песке;
4. создание картин на песке;
5. создание песочных композиций;
6. разыгрывание сказок на песке.
Данные виды работ развивают у ребенка с ограниченными возможностями: мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность, воображение, любознательность. А также стимулируют проявление творчества, позволяют справиться со страхами, учат детей контролировать свое поведение и эмоции.
Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. Помимо того, что отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям.
В песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций, формируется спонтанная творческая активность, что обеспечивает в дальнейшем эффективную адаптацию в социуме.