Когда люди представляют себе своих будущих детей, то воображение непременно рисует образ здорового, довольного младенца или крепыша постарше, бегущего по дорожке, или чудесной малышки в кружевном платьице, читающей на утреннике в детском саду стишок. Никто не представляет себе новорожденного в больнице в окружении капельниц или малыша постарше в специализированной коляске, наблюдающего за игрой других детей. Да, все знают, что такое иногда случается, но никто этого не ждет и не планирует. Поэтому, когда врач сообщает будущей маме, что с малышом не все в порядке - это всегда очень неожиданно и страшно, в любом случае.
Первый раз такое может случиться уже в первом триместре беременности. В 11-13 недель всем беременным рекомендуют пройти первый скрининг. Нужно сдать кровь и сделать УЗИ. К сожалению, цели этого исследования и его возможные результаты зачастую не объясняются должным образом самой беременной женщине перед проведением диагностики.
«Анализ плохой. Вам нужно на консультацию к генетику» - то, что чаще всего слышит женщина на очередном приеме участкового гинеколога. Иногда, бывает, врач пытается объяснить женщине, что этот скрининг направлен лишь на выявление ВЕРОЯТНОСТИ того, что у ребенка могут быть генетические заболевания, но чаще всего в режиме работы женской консультации у него нет времени долго консультировать встревоженную женщину и она уходит домой в подавленном состоянии. В результате женщина получает ответы на свои вопросы только у генетика или потратив некоторое время за самостоятельным поиском информации в интернете.
Основная «проблема» этого скрининга в том, что он не дает точного результата. Нельзя сказать, что ребенок точно здоров или точно у него есть генетическое заболевание. Но получение результата анализа, показывающего высокую вероятность рождения ребенка с генетическим заболеванием, является очень серьезным стрессом для беременной женщины. Она вынуждена теперь рассматривать для себя возможность растить необычного ребенка, решать вопрос о том, проводить ли дальнейшую диагностику (амниоцентез), которая может повредить ее малышу. Это тяжелые для любой матери решения. Несложно найти информацию о том, что инвазивная диагностика может привести к непоправимым последствиям как для ребенка с нарушениями, так и для абсолютно здорового малыша. И нужно решить идти ли на этот риск. Нужно понять для себя, что же делать, если подтвердится предположение о том, что ребенок особенный. Нужно узнать, как живут дети с теми или иными патологиями.
Таким образом, мать перерабатывает огромное количество информации в очень сжатые сроки, принимает очень серьезные решения, влияющие на ее дальнейшую жизнь. Стратегии решения этих вопросов могут быть очень разные, кто-то идет до конца и проводит всю возможную диагностику, чтобы узнать наверняка и принять решение о продлении или прекращении беременности, кто-то закрывает глаза на результаты первого скрининга и принимает решение продолжать вынашивать беременность в любом случае.
На самом деле принять по-настоящему взвешенное решение о готовности воспитывать ребенка с особенностями невозможно, если до этого человек не видел никогда, как живут семьи, где растут необычные дети и каково при этом родителям. И даже просто видеть этого недостаточно потому, что никто не знает, как будет ему самому: найдет ли он в этом какой-то смысл или жизнь его и его ребенка будет сплошным мучением. Есть очень разные примеры, в разных семьях. Последнее время о таком опыте все чаще стали говорить и писать. Люди, воспитывающие детей с особенностями развития, постепенно перестают быть закрыты от общества и можно хотя бы отчасти представить себе, как это будет.
Представить себе, как это будет - это очень важная работа. Она нужна и для принятия окончательного на данный момент решения (о продлении или прекращении беременности) и для того, чтобы начал формироваться альтернативный образ того, какой будет жизнь с малышом, когда он родится.
Если диагноз постепенно подтверждается при дальнейших анализах и обследованиях, очень важно позволить себе отгоревать и отпустить тот образ, который был раньше – те самые фантазии об обычном ребенке, ведущем обычную жизнь. Потеря этого образа - это очень тяжелое переживание, которое очень часто родители прячут даже от себя потому, что испытывают чувство вины перед существующим в реальности ребенком, не таким, о котором они мечтали. Должна совершиться «работа горя» - так называют это психологи. Помощь психолога в такой ситуации очень желательна. Ищите того, кто умеет работать с потерями, а не просто вам скажет: «Родите себе еще» и «Нужно жить дальше». Дальше определенно жить придется, но сначала нужно пережить то, что случилось. Давая себе возможность прожить все те чувства, которые у вас возникают в связи с тем, что ваш ребенок не здоров, вы не предаете его самого - это ваш личный процесс, существующий вне зависимости от ребенка и не наносящий ему вреда. Все, что нужно будет вашему ребенку это забота и уход - это можно делать в любом случае не обязательно запрещать себе думать и переживать.
Любовь и принятие, радость жизни с особым ребенком невозможно вызывать усилием воли - это происходит только тогда, когда освободиться место в душе. А иногда бывает так, что какие-то моменты уже стали светлыми и радостными, а какие-то остались горестными, как в самом начале. Или же радости так и не наступает, а приходит только спокойствие и принятие ситуации.
У каждого человека психические процессы происходят очень индивидуально. Если вы чувствуете, что вам очень тяжело справляться со своими переживаниями самостоятельно, ищите помощи, несмотря на то, что возможно (таковы наши реалии), вы найдете ее не сразу.