В современной культуре смерть, тяжелая болезнь и все, что окружает эти темы, очень трудно для обсуждения даже взрослыми между собой, а детей, в большинстве случаев, стараются от этого вовсе оградить. Однако это не значит, что дети ничего не замечают, не думают об этом, не переживают.
Брат, который жил у мамы в животе, а потом что-то случилось, и он куда-то делся - очень непонятная и страшная для ребенка ситуация.
«Что с ним случилось? Что сделала мама? Что сделали врачи? А может ли так произойти со мной? А может быть это произошло потому что я не хотел, чтобы он играл с моими игрушками и это я виноват, что его нет дома? А будут ли любить меня теперь родители, если я такой плохой? Вот мама ходит грустная, плачет, не играет со мной, наверное, она меня действительно больше не любит»,- переживает ребенок.
Веселая, подвижная сестричка, с которой так здорово было играть, вдруг заболела. Ее увезли в больницу, а потом вернули, но она теперь не может бегать и смеяться. Она вообще только лежит и иногда отрывает глаза.
«Что с ней случилось? Будет ли она опять бегать? Может быть, она так заболела потому, что я не дала ей мои новые фломастеры порисовать или потому, что мы подрались тогда? Наверное, мама об этом знает и именно поэтому так мало со мной разговаривает и не читает больше мне перед сном», - размышляет малыш.
Детские проживания, выводы и интерпретация событий нам кажутся странными, иногда мы даже и предположить не можем, какие терзания испытывает наш здоровый ребенок, при недостатке самой элементарной информации. Хуже всего себя чувствуют те дети, которых увезли на время к родственникам, а потом ничего не стали объяснять: у ребенка нет даже той информации, которую он мог бы получить, наблюдая за происходящим. У такого малыша могут быть самые нереалистичные интерпретации произошедшего.
Детское мышление эгоцентрично, не путайте, пожалуйста, со словом «эгоистично» - это совсем разные понятия. Эгоцентрично - это значит, что маленький ребенок на полном серьезе думает, что он может влиять на все, что происходит вокруг него. Он еще не знает, что в жизни есть множество разных обстоятельств, которые могут изменять события и ход жизни помимо его воли, помимо воли его родителей. И если ему об этих обстоятельствах не рассказывать, то он закономерно делает выводы исходя из того, что знает: «Драться и обижать сестру плохо. Я сделал ей плохо и поэтому она заболела. Мама грустная и не играет со мной потому, что я поступил плохо». Все очень просто, но очень грустно потому, что ребенок страдает и терзается виной за то, в чем он совсем не виноват.
Очень часто в критических ситуациях у родителей совсем нет времени вдумчиво разговаривать с теми детьми, которые на данный момент живы и здоровы. Это нормально. Родителям тоже нужно время, чтобы самим понять, что произошло. Пока вы сами не осмыслили произошедшее или ситуация продолжает оставаться критической можно и не вести вдумчивых бесед, но сказать ребенку о том, что происходит это очень важно:
- «Твой брат заболел. Врачи его лечат. Я очень расстроена, что он болеет, поэтому я такая грустная и у меня мало времени».
- «Я сейчас совсем не могу почитать тебе книжку, я очень устала, но я тебя люблю».
- «Мы очень ждали твою сестру, но она заболела и умерла. Врачи не могли ей помочь. Я тебя очень люблю, но мне очень сейчас грустно».
- «Твой братик умер и стал маленьким ангелом. Он теперь с Богом. Бог о нем позаботится».(О том, где сейчас умерший нужно говорить так, как вы считаете нужным. Последняя фраза приведена для примера).
Если вы чувствуете, что больше не в силах говорить, то скажите об этом ребенку тоже: «Я не могу больше об этом говорить. Мне очень грустно. Давай завтра (или вечером) поговорим еще. Я тебя очень люблю, хорошо, что ты у меня есть».
Иногда, бывает сложно подобрать слова. Иногда, горестные чувства настолько переполняют взрослого, что он просто не может об этом говорить, отвечать на вопросы. В таком случае очень разумно обратиться за психологической помощью. Это не глубинная работа, длящаяся годами. Это ситуативная помощь, когда вы просто не знаете, как описать весь этот ужас ребенку, не можете подобрать слов, вам трудно справляться с собственными эмоциями по этому поводу. Это может быть консультация психолога только со взрослым или совместная работа ребенка, мамы (папы) и психолога. Обычно с маленькими детьми такая работа проходит в игровой форме – это самый понятный ребенку язык, с детьми постарше она может быть и в форме беседы, похожей на работу со взрослым.