Тайлер ковыряет ногти, пока они не начнут кровоточить. У Грейс на голове лысина из-за выдергивания волос. Джорджио бьется головой о пол или землю так сильно, что может потерять сознание.
Самоагрессивное поведение — это одно из самых страшных видов поведения, которые можно наблюдать у ребенка. Родителям невыносимо видеть, что ребенку причинен вред, и непонятно, что делать, когда этот вред причиняет сам ребенок.
Самоагрессивное поведение нередко встречается у людей в спектре аутизма, но это не «симптом» этого расстройства, и оно не является его неизбежным следствием. Существуют подходы, которые могут и должны применяться для коррекции самоагрессивного поведения. Такую коррекцию нужно начинать как можно раньше — чем дольше ребенок практикует поведение, тем больше оно закрепляется, и тем сложнее будет от него избавиться. Методы на основе прикладного анализа поведения показали высокую эффективность при коррекции самоагрессии.
1. Собирайте данные
Самоагрессия вызывает такое беспокойство, что очень часто мы ставим телегу впереди лошади и пытаемся тут же положить ей конец. Но попытки прекратить поведение до того, как мы поймем его причину, могут только его ухудшить — иногда оно становится намного хуже. Пытаясь решить проблему сразу же, вы можете получить дополнительный ворох проблем.
Возьмем для примера случай с Евангелосом, который бился головой о поверхности. Учительница из лучших побуждений убедила его маму надеть на него шлем. Хоккейный шлем. С защитой для лица. Мало что внушает такие опасения, чем молодой человек, который разгуливает в хоккейном шлеме с опущенным забралом. И вряд ли что-то может сильнее выделить юношу среди сверстников и помешать его интеграции в общество. Что же касается Евангелоса, то он так быстро привык к шлему, что начал настаивать на том, чтобы носить его постоянно и отказывался его снимать. Хуже того, удары головой не прекратились. Вместо этого он начал со всей силы биться головой каждый раз, когда кто-то пытался снять с него шлем.
Иногда уже один сбор данных о поведении может подсказать простое решение проблемы. Если ребенок бьется головой только в конце учебного дня, то, возможно, он использует самоагрессию, чтобы сообщить об усталости — ему нужен перерыв или перекус. Если ребенок расковыривает пальцы только после того, как ему подстригли ногти, то, возможно, вы обрезаете ногти слишком коротко.
Собранные данные могут подсказать ПОЧЕМУ происходит то или иное поведение, и только на основе этих знаний можно его остановить. Ищите, когда и в каких обстоятельствах проявляется поведение, и очень часто это приведет к простому решению — без шлема!
2. Обучайте альтернативному поведению
Какой бы ни была самоагрессия, она выполняет какую-то функцию для вашего ребенка. Так что вам нужно будет обучать замещающему поведению, которое будет удовлетворять ту же потребность, просто не таким разрушительным способом. Думайте не столько о том, как избавиться от самоагрессии, а как обучить другому, более функциональному поведению. Используйте собранные вами данные, чтобы определить, какую функцию выполняет самоагрессия.
Например, Диего раньше расцарапывал лицо, и данные показали, что, когда он это делал, его отправляли в кабинет директора «успокоиться». Одного визита в кабинет директора оказалось достаточно, чтобы раскрыть причину поведения: в кабинете директора было весело!
Самоагрессия Диего прекратилась, когда у него появился другой способ попасть в кабинет директора: специальный пропуск, который он может использовать в течение дня, чтобы выйти из класса и сходить к директору.
Очень часто функция поведения — получение определенных сенсорных ощущений. В этом случае может быть очень полезна консультация с эрготерапевтом. В случае Тайлера, который расковыривал ногти до крови, я хотела дать ему что-то, чтобы занять руки, и думала о мячике для сжатия. Однако моя коллега, эрготерапевт, предложила сенсорное кольцо для перебирания пальцами — более эффективное решение, потому что сенсорная обратная связь от кольца была ближе к ковырянию ногтей, чем от мячика.
Полезный совет: Поощряйте альтернативное поведение как сумасшедшие!!! Как только ваш ребенок прибегает к альтернативному поведению, он тут же должен получать какую-то дополнительную награду, только так он начнет предпочитать альтернативное поведение уже привычной самоагрессии.
3. Уменьшите эффективность самоагрессии
Это особенно полезно, если цель поведения — получение сенсорных ощущений. Наша задача в этом случае сделать поведение менее приятным и привлекательным для ребенка. Помните, в начале статьи говорилось о Грейс, которая вырывала волосы? Разумеется, ей нужно подобрать альтернативное поведение, что-то, чем можно занять руки, и что будет напоминать вырывание волос. Однако было трудно переключить ее полностью на альтернативное поведение, так как у нее постоянно был доступ к собственным волосам! Мы смогли решить эту проблему, изменив ощущения от ее волос. Во время причесывания мы начали наносить и оставлять на ее волосах кондиционер, из-за чего текстура ее волос сильно изменилась, и она быстро переключилась на игры с сенсорной игрушкой, заменявшей выдергивание.
Другие примеры такого подхода — подкладывать подушку под голову ребенка, который бьется головой ради определенных ощущений, наносить крем на руки ребенка, который расцарапывает сухую кожу или наносить безопасный лак на ногти ребенка, который их ковыряет.
4. Поощряйте другое поведение
Это отличная стратегия для самоагрессии с высокой частотой. На основе ваших данных определите самый маленький интервал между двумя эпизодами самоагрессии, а затем предоставляйте ребенку поощрение за отсутствие самоагрессии в течение этого интервала, постепенно увеличивая время. Например, ваши данные показывают, что ребенок проявляет самоагрессию каждые 20-30 секунд. Начинайте поощрять или награждать вашего ребенка за каждые 15 секунд без самоагрессии. Затем, с течением времени, увеличивайте интервал, который должен пройти до поощрения. Такой метод потребует больших усилий и затрат, но если речь идет о самоагрессии с высокой частотой, то это того стоит.
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".