Для развития независимости: Основная причина применения визуальных расписаний — они во многих отношениях способствуют независимости. Если у вас есть расписание, то вы можете переходить к другой деятельности или следовать распорядку дня без другого человека рядом, который будет говорить вам, что и где делать.
Для того, чтобы избежать конфронтации с ребенком: Если расписание сообщает мне, что делать, то я не могу с ним спорить. Вы не поверите, как часто я говорила ребенку: «По расписанию сейчас …», и ученик следовал инструкции, но если я говорила: «Я хочу, чтобы ты …», он отказывался это делать. Расписание убирает «личный» компонент и делает процесс более объективным.
Расписания становятся постоянным зрительным напоминанием. Я могу дать вам расписание, и вы будете сверяться с ним в течение дня. И если учитель уделяет внимание другому ученику переход к другой деятельности или текущая работа не прекратятся.
Расписания уменьшают тревожность. Представьте, что я отобрала у вас все ваши календари и записные книжки. Вам будет легко понять, когда у вас следующий визит к стоматологу? Вы вспомните, где состоится футбольный матч вашего сына? Возможно, у вас возникнут эти вопросы, если у вас не будет под рукой визуального напоминания (календаря). Вам не попадались ученики, которые постоянно задают одни и те же вопросы? Иногда причина таких вопросов — волнения о том, что произойдет потом. Расписание позволяет им сверяться с распорядком дня вместо того, чтобы сверяться с вами, и, таким образом, они учатся самостоятельно бороться со своей тревожностью. А уменьшение тревожности помогает им сфокусироваться на текущей задаче.
Это способ общения с учениками. Расписание сообщает ребенку, что должно произойти, и чего ему ожидать. Когда я проверяю мое расписание, то оно говорит мне, что сейчас будет физкультура, и я знаю, что нужно собраться, чтобы выйти на улицу. Оно говорит мне, что пора идти на обед, и я знаю, что я должна подготовиться к шумной и сильно пахнущей столовой. Такая коммуникация позволяет ученикам использовать изображения, чтобы понять, что происходит вокруг них, и это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.
Люди с аутизмом часто лучше всего воспринимают зрительную информацию. Это не является верным для всех без исключения людей в спектре аутизма, но многие из них быстрее и проще воспринимают то, что они могут видеть. Так почему бы не использовать метод, который опирается на их сильную сторону.
Эффективность визуальных расписаний доказана научными исследованиями. Национальный центр профессионального развития в области расстройств аутистического спектра США и Национальный центр аутизма независимо друг от друга проанализировали существующие исследования визуальных расписаний при аутизме и пришли к выводу, что это практика, основанная на доказательствах.
И это лишь некоторые из причин, по котором стоит использовать визуальные расписания.
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".