Появление вспомогательных репродуктивных технологий стало настоящим прорывом в области медицины. Многие супружеские пары, которые раньше не могли родить собственных детей теперь могут стать родителями.
С медицинской точки зрения, все более чем замечательно – изобретен новый способ помощи в безнадежной ранее ситуации. Казалось бы, ничего сложного - это просто лечение. Вот человек болеет, а вот «лекарство» стоит его применить и все будет в порядке. Но далеко не всем парам это дается так просто. А точнее, практически никому не дается просто.
Веками процесс зачатия ребенка происходил в закрытой от посторонних глаз интимной обстановке, был частью любовных отношений между супругами или хотя бы просто частью отношений мужчины и женщины. Зачатие происходило само собой без помощи третьих лиц или не происходило вообще. Это была интимная тайна пары или отдельной женщины, если брак не сложился. Так жизнь продолжалась веками, вплоть до последних десятилетий 20 века.
Новые технологии «зачатие в пробирке» дают людям надежду на рождение собственных детей, но взамен нужно отказаться от особой интимности процесса зачатия, от того, что «все получилось само собой потому, что мы любили друг друга или потому, что я захотела так». Тут может быть перемешано еще очень много разных мыслей и чувств. Каждому человеку приходится искать и придумывать для себя ориентиры, чтобы как-то осмыслить этот опыт.
Врач-репродуктолог обсуждает с супругами очень конкретные вещи: объясняет смысл манипуляций, ход процесса, говорит о возможных осложнения, о побочных эффектах лечения, о шансах на успех и прочих технических моментах. Но это никак не помогает, с психологической точки зрения, принять ситуацию.
Чаще всего, восприятие так и остается на уровне: физически люди идут на все процедуры, а чувства и мысли остаются сами по себе. Поэтому некоторые вопросы, возникающие по ходу развития событий, решаются не так, как думается правильным впоследствии. Например, один из таких вопросов - кто еще кроме супругов и врачей будет знать о том, что пара проходила лечение методом ЭКО.
В то время, когда все только начинается и пара готовится к ЭКО, этот вопрос кажется не столь важным. На первом плане другие заботы. Однако, впоследствии, когда ребенок родится, если о процедуре знали не только супруги и врачи, может возникнуть ряд неприятных моментов, связанных с неоднозначным отношением общества к ЭКО. Вступят в силу все популярные мифы о «детях из пробирки».
Я регулярно наблюдаю в практике, как любые проблемы со здоровьем и поведением ребенка, очень многие люди объясняют тем, что он был зачат в лаборатории. К сожалению, это касается не только родственников и знакомых, которые знали о том, что супруги обращались за помощью к репродуктологам, но и врачей, логопедов, дефектологов, психологов, педагогов и прочих, кто узнает об этом.
На данный момент, нет никаких научно доказанных данных, что сама процедура ЭКО влияет на здоровье и развитие ребенка. Возможно, когда-нибудь мы будем знать это точно, но не сейчас. Поэтому, чтобы избежать голословных, причиняющих страдания родителям (ведь ничего же уже не изменить), выводов о здоровье и развитии ребенка, я считаю, что лучше всего, чтобы медицинские тайны оставались тайнами.
Никто не обязан рассказывать другим (даже родственникам) о ходе и тонкостях своего лечения. И ребенок, после того как он выношен и рожден уже не имеет отношения к тому, какое лечение прошли родители, чтобы его зачать. Это личное, интимное дело родителей. И так же, как в случае с обычным зачатием, тонкости процесса не предназначены для посторонних ушей. Достаточно того, что в этот процесс были включены сотрудники медицинского центра.
Некоторые люди готовы воевать с безграмотностью, пытаются рассказать всем, что такое ЭКО и, что дети рождаются такие же, как и все. Все верно. Однако подумайте, нужно ли вашему ребенку участвовать в такой войне в качестве наглядного экспоната? Нужно ли ему, неспособному еще пока понять детали зарождения человеческой жизни, знать, что у него «было ЭКО»? Что будет, если такие же дети как он, начнут его дразнить только потому, что «он ЭКО», то есть «не такой как все» в детском восприятии? На самом деле, в детском саду и школе может быть еще куча детей, родителям, которых пришлось пройти через такое же лечение, просто они об этом молчат.
Даже взрослому сложно жить, когда его не принимает общество. Не нужно искусственно создавать такую ситуацию ребенку. Этого можно избежать, если о трудностях с зачатием будут знать только врачи, помогающие вам стать родителями, и никто больше. Если вам с супругом нужна психологическая поддержка и помощь на этом пути, то разумнее всего будет обратиться к психологу-профессионалу в этой области, а не к друзьям и знакомым, пусть даже очень близким и понимающим. Этический кодекс психолога позволяет ему соблюдать конфиденциальность – все, что вы скажете, останется между вами, в кабинете. А отношения с друзьями и родственниками штука сложная, подверженная различным изменениям, и нельзя сказать, как именно они изменятся со временем.