Еще в древности люди заметили, что цвет оказывает влияние на физическое состояние и настроение человека. И даже лечили различные недуги с помощью одежды определенных цветов, разноцветных тканевых повязок, приложенных на больное место, настаивали воду на цветных камнях и давали пить больному. А цветные витражи в окнах? Ведь их тоже делали с целью улучшения самочувствия.
В современном мире при оформлении жилых и рабочих помещений обязательно учитывается влияние цвета на психическое состояние человека. Так, если помещение оформляется для ежедневного использования и предполагается, что человек будет проводить в нем много времени, то стараются использовать нейтральные, не яркие цвета теплого спектра и их сочетания (бежевый, спокойный желтый, не яркий зеленый). А если помещение нужно для каких-то особых задач, например, тематическое кафе, то цвета могут быть более насыщенными, яркими, возможно, с преобладанием какого-то цвета. Делается это для того, чтобы на короткое время создать у посетителей определенное настроение.
При выборе одежды люди, чаще всего, бессознательно выбирают те цвета, которые отражают их эмоциональное состояние или тот цвет, с помощью которого хочется получить то или иное настроение.
Для того чтобы воздействовать на состояние детей, тоже можно использовать различные цвета. Первое, что можно сделать, это понаблюдать за ребенком, посмотреть на то, какие цвета он предпочитает. Это своего рода цветовая диагностика.
Считается, что ребенок хорошо себя чувствует, если выбирает: красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, сиреневый, фиолетовый, розовый. Если же ребенок предпочитает черный, серый, коричневый, значит, что-то его тревожит, вызывает чувство подавленности. Это общее правило. И оно не всегда работает, поскольку каждый человек уникален и на него могут воздействовать совершенно разные обстоятельства. Поэтому, когда анализируются цветовые предпочтения, нужно учитывать текущую жизненную ситуацию ребенка. Например, дети, находясь в кризисе трех лет, могут использовать преимущественно черный цвет в рисунках для выражения протеста, особенно если мама постоянно (иногда весьма настойчиво) предлагает ему другие цвета. В этом случае черный цвет не показатель подавленного состояния ребенка, что собственно и видно по его общему самочувствию и поведению - он бодр и активен. Также черный цвет предпочитают детки, у которых снижена (или стала снижаться) острота зрения – он ярче всех и, используя его, ребенок лучше видит, что рисует.
Стоит учитывать и тот факт, что в нашей культуре темные тона традиционно считаются мальчиковыми, а разные яркие (розовые, оттенки красного, фиолетовые) это цвета для девочек. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, об этом прекрасно осведомлены. Поэтому мальчик, особенно находясь в детском саду, чаще всего, не станет красить машинку в розовый или фиолетовый, даже если ему и хотелось бы.
В выборе цвета одежды дети более ограничены, чем взрослые. Так, взрослый мужчина может позволить себе рубашки бледно-розовых или бледно-фиолетовых тонов, но маленькому мальчику родители традиционных взглядоввещи таких цветов, как правило, не покупают. И даже если ребенок просит, стараются всячески отвлечь и предложить альтернативу, а то и вовсе запретить без объяснений.
Врожденный темперамент малыша тоже оказывает влияние на те цвета, среди которых ему приятно находиться, которые могли бы ему помочь. Поэтому, если вы прочитали, что красный цвет приводит к активации жизненных процессов, и повесили красные шторы (даже ненадолго) в комнате ребенка меланхолика, то он скорее станет раздражительным, чем активным. Дело в том, что нервная система, работающая изначально медленнее, чем у холерика, не справится с высоким уровнем стимуляции, и ребенок почувствует себя плохо. Скорее мягкие, успокаивающие, не яркие цвета (нежно-голубой, зеленый теплого тона, желтый ближе к бежевому) хорошо подействуют на излишне возбудимого ребенка, холерического темперамента, успокоят его, не будут дополнительно стимулировать нервную систему. Дети сангвиники и флегматики обладают более устойчивой нервной системой и влияние на них цвета окружающей обстановки менее заметно. Однако «чистых» темпераментов в природе наблюдается очень мало, поэтому общее правило при оформлении детских помещений - это, в любом случае, спокойные тона.
Для того чтобы ребенок мог «насытиться» цветами, которые ему нравятся на текущий момент времени, очень хорошо позволять ему рисовать, играть с красками и карандашами. Многие дети 2-3 лет еще не умеют рисовать осмысленно или даже раскрашивать большие раскраски, но с большим удовольствием могут покрывать одним цветом лист бумаги. Такая игра позволяет малышу получить удовольствие от созерцания любимого цвета.
Чуть позже детки могут начать раскрашивать большие раскраски цветовыми пятнами. Рисунки получаются «не правильными» пестрыми, но тут важен, опять же, процесс использования цвета, удовольствие от созерцания, а не собственно сама картинка. Создание цветных узоров, нанесение цветных пятен, раскрашивание «как хочется», а не «как надо» - все это позволяет мягко использовать целительную силу цвета для детей.