Почему некоторые малыши не любят рисовать, лепить, делать аппликации? Почему звучат грустные или возмущенные фразы: «Я не хочу, у меня не получается…»?
Дорогие родители, внимательно наблюдайте за ребенком и сопоставляйте умения вашего малыша с возрастными нормами и этапами формирования кистевых и пальцевых навыков.
По данным П.Я. Гальперина, Ф.И. Фрадкиной, Е.Ф. Архиповой, у детей в возрасте от 0 до 1 месяца формируется первая двигательная функция руки – хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот плотно сжимает их.
В возрасте 2-х месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 секунды. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания – сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.
В возрасте 3-х месяцев появляются условно‑рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.
В возрасте 4-х месяцев ладони малыша часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 секунд. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения недифференцированные.
В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету.
В 6-7 месяцев малыш ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняется руками при приближении руки с мылом.
В 8-9 месяцев крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки.
После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.
В возрасте 10-11 месяцев ребенок накладывает один предмет на другой.
Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.
В 12 месяцев держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.
В 1 год 3 месяца пользуется ложкой, чертит карандашом – чаще круги.
Манипулирует несколькими предметами. Отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и другие части тела у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик конфеты. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом.
С 11 месяцев до 1 года 3 месяцев появляются функциональные действия. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.
Совершенствуются действия рук – кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными.
А вот данные У.М. Мастюковой, которые раскрывают возрастные особенности развития зрительно‑моторной координации:
В возрасте от 1 до 2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.
В возрасте от 2 до 3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Пальцами держит карандаш, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Каждая мама должна знать, что развитие и совершенствование двигательных функций продолжается у ребенка до 5-6 лет.