Что такое билингвизм? Как правильно воспитывать ребенка, растущего в двуязычной семье и когда начинать учить малыша второму языку? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Билингвизм или двуязычие – это способность употреблять в общении сразу два языка, а точнее, две языковые системы.
Самый типичный случай возникновения билингвизма — когда ребенок растёт в семье, где родители говорят на разных языках. Другой случай, когда семья иммигрирует и общение вне семьи идёт на другом языке.
Заметим, что если ребенок находится в системе двух языков с рождения – такой билингвизм называется врожденным или естественным. Если же ребенка специально обучают второму языку, после того как малыш освоил один, билингвизм будет искусственным или приобретённым.
Если ваш ребенок растёт в двуязычной семье, то отнеситесь серьезно к формированию у него билингвизма. Для достижения положительных результатов нужно следовать определенным принципам и рекомендациям.
Самый распространённый и ставший уже классическим принцип «Один родитель – один язык». Мама говорит с ребенком на одном языке, а отец – на другом. Следовать этому принципу следует во всех ситуациях и везде: дома, на улице, в гостях, в транспорте и т.д. Благодаря этому, два языка усваиваются одновременно и не смешиваются между собой.
Другой принцип - «Одна ситуация - один язык». Языковое общение с ребенком делят, на домашнее и во вне дома. Например, дома с ребёнком говорят на одном языке, а на улице или в гостях – на другом.
Помимо этого, уделяйте внимание знакомству с национальными культурами, чтобы оба языка были одинаково выразительны и эмоционально окрашены. Читайте сказки, учите стихи и поговорки, смотрите художественные фильмы и мультфильмы, слушайте детские песенки. В дороге и в поездках включайте диски со сказками или песнями на обоих языках. Ребёнок должен научиться понимать не только бытовую лексику, но и юмор, фольклор, а так же сленг и современные обороты речи. Развивайте способность ребенка делать догадки о содержании, помогайте строить свои высказывания.
Решающую роль в речевом развитии ребенка определяют родители - чем больше в семье занимаются ребенком, тем лучше он говорит на любом из языков.
При правильном речевом воспитании ребёнок, не задумываясь, переходит с одной языковой системы на другую, не путая при этом грамматику и фонетику.
Но, так происходит далеко не всегда. Достаточно часто у двуязычных детей выявляются особенности в звуковом оформлении речи и стойкие нарушения в лексико-грамматическом строе речи, преодолеть которые удается только с помощью логопедических занятий.
Для родителей стремящихся, сделать своих малышей полиглотами, необходимо знать: по мнению многих исследователей, механизмы формирования речевой функции таковы, что для успешного и своевременного овладения речью ребенку до 4-5 лет желательно ориентироваться на одну языковую систему.
Выбор остается за Вами, но не забывайте, что ребенку с этим выбором жить всю жизнь!