Кто же не любил мультфильмы в детстве? Наверное, таких людей нет! Но задумывались ли мы, что они, как любое творчество, отражают, прежде всего, взгляд автора на текущие нормы и правила в обществе, содержат отношение автора к ряду проблем, наиболее его волнующих. Эти проблемы и составляют сюжет мультфильма.
Мультфильмы советского периода отражают характеры советского периода: существующие моральные нормы, отношения детей и родителей. Более поздние мультфильмы показывают действительность наших дней. Зарубежные мультфильмы иллюстрируют уклад жизни других стран.
Имея в виду все выше сказанное, каждый раз, когда вы показываете ребенку те или иные мультфильмы, лучше всего знать их содержание лично или хотя бы по отзывам тех людей, которым вы доверяете и имеете с ними примерно одинаковые ценности. Мультфильмы могут вам оказать большую помощь при обсуждении с ребёнком конкретной проблемы, встретившейся на его жизненном пути. Это будет элемент сказкотерапии - методики, которой может пользоваться даже человек, не имеющий специального психологического образования.
Давайте поговорим о некоторых популярных сегодня мультфильмах и мультсериалах, рассмотрим каждый из них с точки зрения той пользы, которую они могут принести.
Популярный мультсериал «Маша и медведь» является предметом нешуточных споров между многими взрослыми. Одни говорят, что Маша – избалованный, противный ребенок, который, пользуясь бесхарактерностью и родительской некомпетентностью Медведя, творит все, что вздумается. Другие утверждают, что Медведь - это олицетворение настоящей, принимающей, безусловной родительской любви, а Маша - обычная девочка, подвижная и любознательная. На самом деле, и то, и другое – правда. Просто в этом мультфильме, как и во многих других сказках и фильмах, есть элемент преувеличения, ярко и контрастно отражающий современную реальность.
Сейчас действительно стало очень много подвижных и любознательных детей, чьим родителям очень трудно устанавливать правила и ограничения. Многие узнают в Медведе себя, и это не очень-то приятно. Медведь показан гротескно беспомощным, Маша производит впечатление ребенка, обладающего непреодолимой разрушительной силой. Медведь Машу, по сути, недостаточно воспитывает (не устанавливает правил и ограничений), а лишь принимает и исправляет последствия ее поступков. Ребенку Маше в такой ситуации нелегко. Приходится заботиться о себе самостоятельно в меру своих возможностей. Жалко и Машу, и Медведя. Использовать мультик в воспитательных целях затруднительно, ведь понятно, что, если бы Медведь был более компетентным родителем, то Маша бы себя так не вела. Объяснять подобные вещи ребенку еще слишком рано.
Мультсериал «Фиксики» создан для маленьких почемучек. Он похож на увлекательную энциклопедию о привычных предметах, которыми люди пользуются в быту: компакт диски, шариковые ручки, будильники и т.д. Помимо знаний об устройстве окружающих предметов создатели мультфильма заботятся и о нравственном воспитании детей. Например, в серии про шариковую ручку очень изящно раскрыта тема о попытке перехитрить взрослых, обмануть.
Сюжет мультфильма «Холодное сердце» строится на истории взаимоотношений двух сестер-принцесс, одна из которых обладает волшебной силой. Сестры, будучи маленькими, были очень близки, играли вместе, забавлялись с помощью чудесных способностей старшей. Но однажды старшая сестра случайно поранила младшую во время игры. Малышку вылечили, но магические силы старшей девочки сочли столь опасными, что было принято решение изолировать девочек друг от друга, а всю семью - от внешнего мира. В реальной жизни так часто бывает, когда один из детей в семье серьезно болен и не может контролировать свои поступки, быть безопасным для окружающих. Девочке было велено смириться и терпеть. Наличие опасных способностей держится в тайне, о них нельзя говорить.
По сюжету мультфильма переживает и приходит к сестре только малышка. Она не боится старшую и постоянно стучит в дверь, не теряя надежды вернуть былые отношения и совместные игры. Младшая девочка продолжает любить сестру, не смотря на отсутствие контакта и покров тайны над жизнью семьи. Далее по ходу сюжета авторы очень тонко раскрывают понятие любви как жертвенного, бескорыстного чувства, желания блага для другого человека.
Мультфильм может стать хорошей основой для разговора с подрастающим ребенком в то время, когда дети с головой погружаются в межличностные отношения со сверстниками (самый старший дошкольный возраст вплоть до подросткового). Совсем маленьких детей 3-5 лет заинтересуют в мультике разве что красивые снежные чудеса, а смысл всего происходящего пока останется непонятым.
Мультфильм «Гадкий я» больше похож на фильм для взрослых. Очень уж там много действительно взрослых проблем. В центре сюжета несчастный взрослый человек, все еще пытающийся достучаться до собственной матери, заслужить ее одобрение и принятие. Даже для подросткового возраста такая история, скорее всего, не покажется близкой. Дети-сироты, которых главный герой усыновил и использовал в преступных целях, в результате вызывают в нем отцовские чувства, и фильм заканчивается по-американски хорошо. Но это тоже история про переживания взрослого человека, не ребенка. Таким образом, я бы рекомендовала этот мультфильм как кино больше полезное для взрослых, чем для детей.
Задумка авторов «Лоракс» - забота об экологическом воспитании детей - сама по себе очень хороша. Охрана и восстановление природы нашей планеты - это очень актуальная задача на сегодняшний день. Мультфильм может стать отправной точкой для беседы с детьми на экологические темы. Желательно, конечно, кроме беседы поучаствовать с детьми в реальных добрых делах по уборке городских и лесных территорий. Это может быть игрой-продолжением мультфильма, дети любят брать на себя роли полюбившихся героев мультиков.
«Как приручить дракона» - это добрая сказка о мальчике-викинге, пожалевшем пойманного им дракона. Драконы были злейшими врагами викингов, сжигавшими их дома и уносившими скот. Викинги в течении 300 лет воевали с ними и мечтали найти их логово, чтобы убить всех. Убийство дракона считалось честью для любого из племени. Но юный Заикинд всегда отличался от прочих ребят своего племени. Он проявил милосердие к пойманному врагу. Это стало началом пути к дружбе огромного страшного дракона и маленького, слабого мальчика. Мультфильм может стать поводом для беседы о дружбе, о милосердии, о поиске компромиссов даже с самыми злейшими врагами, о том, что у врагов могут быть свои очень неприятные причины поступать так, как они поступают, и, возможно, стоит им помочь, чтобы закончить вражду.