Как лучше заниматься развитием ребенка раннего возраста, если он не то, что не сидит за столом, а вообще больше бегает, чем сидит? Родители, особенно те, у кого первый ребенок, часто теряются в такой ситуации. Развивающее занятие им представляется подобием урока. А когда они понимают, что такую форму получения знаний ребенок не поддерживает, то начинают переживать, что с ним что-то не так. Хотя на самом деле с большинством малышей все в порядке. Как же заниматься с годовалым малышом?
Детей раннего возраста эффективнее всего развивать, следуя за тем, что нравится делать ребенку. Смотрите, чем заинтересовался ваш малыш, подключайтесь к его игре и таким образом вводите развивающие элементы. Если ребенок заинтересовался мячиком, попинайте мячик вместе с ним, достаньте еще один мячик побольше или поменьше и бросьте и его тоже. Скажите: "Вот еще мячик. Смотри, у тебя большой, а у меня маленький". В такой незамысловатой игре ребенок узнает с вашей помощью понятия "большой - маленький" и то, что, несмотря на размер, и то, и другое - мячик. Это и сенсорное развитие, и логическое.
Если ребёнок взял в руки машинку, можно успеть показать, вот у нее колеса, а вот кузов. Если заинтересовался плюшевым медведем, то скажите: "Вот глазки, вот ушки, а у тебя где?" Не ждите, что на каждый такой вопрос ребенок отреагирует. Но постепенно при таком ненавязчивом комментировании и вопросах, как бы между делом, у ребенка будет накапливаться запас слов.
Когда играете с малышом, внимательно наблюдайте за его ответом на ваши слова или действия - развитие происходит тогда, когда ребенок что-то захотел сделать и сделал сам. Вы построили башенку, а он ее разрушил, и так еще и еще, пока не захочет строить сам. Вы пускаете пузыри, а он их ловит. Вы рисуете человечка, а он рядом почиркал - это можно назвать дождиком или птичками.
Пытаться усадить полуторагодовалого малыша за столик и заниматься с ним, как со школьником, дело бесполезное и ненужное. Основное развитие у дошкольников происходит в деятельности, которая им нравится, в игре. Как только ребенок теряет интерес, нужно переключаться вместе с ним и вводить в естественный ход событий новые элементы. Навыки сосредоточения внимания можно развивать, наблюдая за окружающей действительностью, за тем, как шуршат деревья листьями, как тает снег в теплой ладошке, как блестит лужа на солнце, как плывут облака в небе.
Предлагайте малышу простые подвижные игры без инструкций и правил. Правила и команды ему еще не по возрасту. На нашем сайте представлено множество музыкально-ритмических игр и видеоуроков по развитию речи. Не все игры вашему ребенку понравятся, но какие-то точно будут иметь успех и способствовать его развитию.