ЗРР - задержка речевого развития. Характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Это значит, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено.
Почему возникает ЗРР?
Рассмотрим наиболее частые причины:
1. воздействие вредных факторов на мать во время беременности, родов или на самого ребенка в первые годы жизни (стрессы, инфекции, травмы);
2. наследственный фактор (кто-то из родителей тоже начал поздно говорить);
3. у ослабленных и часто болеющих детей (задерживается формирование всех психических функций, т.к. все силы организма уходят на борьбу с болезнью);
4. социальный фактор, а именно, отсутствие нормальных условий для развития речи ребенка. Здесь имеют место две крайности:
- гиперопека – взрослые хорошо понимают ребенка и без слов предупреждают все его желания;
- педзапущенность – взрослые не уделяют ребенку должного внимания, мало с ним общаются и разговаривают.
В каком возрасте можно говорить о задержке речевого развития и кто может сделать такое заключение?
ЗРР констатируют обычно у детей после 2 и до 3–3,5 лет, на основании заключений специалистов психоневролога и логопеда, в период, когда речь ребенка должна быть достаточно развита и можно было бы оценить разные её компоненты. Например: словарь, грамматический строй речи, звукопроизношение.
Что делать?
Занятия по развитию речи проводят специалисты логопеды и дефектологи. Не стоит отказываться и от медикаментозного лечения, которое назначает врач психоневролог.
При этом не следует забывать, что лучшая стимуляция речи – это общение с ребенком. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Дома необходимо создать условия для всестороннего развития ребенка. Используйте полезные игры: кубики, пазлы, вкладыши, пирамидки и т.п. Играя, обращайте внимание ребенка на цвет, форму, размер и свойства предметов.
Важно рассказывать малышу сказки, читать детские стишки, потешки, напевать песенки.
Занимаясь с ребенком, не перегружайте его, считайтесь с его уровнем развития. Любое занятие должно быть интересным и проводиться в виде игры.
Обязательно занимайтесь с ребенком дыхательной и артикуляционной гимнастикой. Это поможет создать прочный «фундамент» для дальнейшего речевого развития.