За первый месяц жизни здоровый ребенок набирает от 600 до 1 000 г. Вырастает на 2–3 см. На втором месяце жизни его масса тела увеличивается на 800 г, длина — на 3 см.
У ребенка все еще недостаточно развиты глазные мышцы, и его глазки могут немного косить. Не пугайтесь, вскоре это пройдет. В начале второго месяца ребенок уже фиксирует взгляд, а к концу его — следит за движущимися предметами, с особым интересом рассматривает мамино лицо. Малыш уже способен видеть дальше, чем раньше, различает предметы на расстоянии более полуметра. Он пока не распознает цветов, кроме черного и белого, поэтому чаще всего обращает внимание на контрастные предметы, предпочитая светлые тона. Для развития зрения ребенка стоит повесить над его кроватью на расстоянии 70 см от его глаз яркие крупные игрушки, покачивать их, привлекая тем самым его внимание; через 3–4 дня их следует заменять новыми (см. видео «Интересная игрушка»).
Ребенок второго месяца жизни, лежа на животе, уже может некоторое время удерживать головку и даже поворачивать ее. Чтобы у малыша не развилась кривошея и деформация головы, периодически меняйте местоположение его кровати, перекладывайте его с боку на бок. Ребенок должен смотреть во все стороны одинаково часто во избежание неравномерного развития мышц. Когда вы держите его на руках или когда он лежит на животике, старайтесь как можно шире разводить его ножки, это способствует хорошему формированию его тазобедренных суставов. К концу второго месяца должен пройти тонус кистей и пальцев: кисти становятся более расслабленными и раскрытыми.
Для развития мышц шеи и туловища, а также для профилактики колик необходимо перед каждым кормлением выкладывать ребенка на живот, обязательно на ровную и твердую поверхность. Его следует приучать к такому положению постепенно, выкладывая сначала на одну минуту, потом на две, потом на три и т. д. При этом малыш должен быть голышом — поскольку данная процедура, в том числе, и закаливающая: кожные сосуды сокращаются, организм учится сохранять тепло. Простуды будут не страшны, если развивать эту способность постоянно, изо дня в день.
В этот период начинают угасать некоторые безусловные рефлексы новорожденного и появляются первые условные. Ребенок тренирует движения, отрабатывает координацию. Обязательно поддерживайте у малыша рефлекторное ползание и хватательный рефлекс. Стимулируйте его ползательные движения, подставляя свои ладони под его стопы, когда он лежит на животе. Хватательный рефлекс можно вызвать так: слегка надавливая, погладьте своими большими пальцами ладошки малыша, чтобы он схватился за них (см. видео «Рефлексы новорожденного»).
С шестой-седьмой недели жизни ребенку целесообразно один-два раза в день проводить общий массаж. Он способствует активизации обмена веществ, развитию кровеносной и мышечной систем малыша. Лучшее время для начала массажа — через час после кормления. Температура помещения должна быть 20–22 ºС. (В детской вообще никогда не должно быть выше 25 ºС.) Малыш должен быть спокоен, во время массажа ласково с ним разговаривайте. Основной прием массажа — поглаживание (подробнее см. видео «Массаж новорожденного»).
Ребенка в этом возрасте могут продолжать мучить боли в животике. Чаще всего причиной этому колики и вздутия. Главным признаком колик является пронзительный крик, ребенок дергает ножками, крутится. Помните, сейчас самый сложный период для кишечника малыша: идет процесс формирования нормальной микрофлоры. В этом процессе возможны сбои, которые практически всегда можно устранить с помощью коррекции режимов кормления и вашего питания. Кормить малыша можно лежа, но после кормления необходимо встать и поносить его вертикально.
В распорядке дня малыша появляются периоды деятельного бодрствования. Между кормлениями и сном он ведет себя достаточно активно, все органы и системы его организма в это время усиленно функционируют. Это деятельное состояние малыша следует поддерживать и всячески ему способствовать: разговаривать с ним, выкладывать его на животик. В периоды бодрствования ребенок прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, мелодичные вызывают улыбку. Малыш чутко различает голоса людей, особенно мамин, радуется им. Для развития слуха ребенка очень важны погремушки. В ходе игр с ними у него тренируется умение прислушиваться к звукам, определять их направление. (Пример такой игры: позвенеть погремушкой с разных сторон.)
Время бодрствования надо использовать и для умственного развития ребенка. Если с малышом ласково разговаривать, он уже отвечает радостной улыбкой, усиленно двигает ручками и ножками. В моменты спокойствия он сам начинает «разговаривать», при этом чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки: аа, га, ги, кхы. Впоследствии, когда ребенок вступит в так называемую стадию гуления, они преобразуются в более протяжные: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, когда кормите, одеваете, купаете, укладываете его спать. Ваша речь — залог будущей речи ребенка.
В начале второго месяца жизни малыша следует показать специалистам — неврологу, хирургу-ортопеду, окулисту и педиатру. Также на это время по календарю намечена профилактическая вакцинация против гепатита В.