Одна женщина написала мне: «Мне очень нравятся ваши видео и посты. Я также читала вашу книгу «Аутизм и вербально-поведенческий подход». У меня есть вопрос про детей с ограниченной речью, которые только учатся коммуникации. Я заметила, что в вашей книге вы много говорите об обучении языку жестов, но ваша книга была написана до того как появились все эти мобильные приложения для коммуникации. На данный момент, какова ваша позиция по применению языка жестов? Если бы вы писали книгу сейчас, она была бы такой же?»
Мне очень нравится этот вопрос. Эта женщина права: я написала книгу в 2006 году, и тогда я отдавала значительное предпочтение обучению языку жестов по ряду причин. Главным образом, я говорила об этом в шестой главе моей книги, в ней еще есть приложение номер три с иллюстрациями по нескольким жестам для раннего обучения.
Однако я должна сказать, что если бы я писала эту книгу сейчас, то я бы еще настойчивее рекомендовала обучение языку жестов, несмотря на появление многочисленных новых систем коммуникации и мобильных коммуникативных приложений для планшетов. Мне нравится жестовая коммуникация, и я продолжаю обучать ей детей по нескольким причинам.
Во-первых, очень маленькие дети с низким уровнем навыков, по моему опыту, могут не обладать необходимыми навыками зрительного мышления, чтобы сразу же начать пользоваться мобильным приложением – им может быть сложно выбрать одну из многих картинок или пролистывать папки с изображениями. Конечно, многие такие дети очень любят игры в мобильном телефоне, но повторяющиеся действия для игры отличаются из выбора в библиотеке изображений, и очень часто эта задача для них слишком сложна.
Кроме того, я обнаружила, что у обучения жестам для коммуникации есть дополнительные преимущества. Когда я учу ребенка просьбам с помощью жестов, он учится не только коммуникации. Так что я обычно рекомендую маленьким детям с низким уровнем навыков, которые совсем не говорят или говорят не очень хорошо, обучение нескольким жестам для просьб.
Первая причина довольно очевидна – у нас всегда есть наши руки. Это способ коммуникации, который нельзя потерять или где-то забыть. Если ребенок плавает в бассейне или находится на батуте, ему не нужно идти на поиски папки с картинками или планшета, если он может показать вам руками: «Прыгай, прыгай, прыгай». Вы можете дать ему физическую подсказку, чтобы ребенок показал нужный жест практически в любом месте и в любое время. Если же ребенок пользуется только приложением в планшете, то сама необходимость взять планшет может прервать занятие и отсрочить просьбу. Кроме этого, по моему опыту, есть еще 3 причины для обучения ребенка жестам.
Три причины для обучения ребенка с аутизмом языку жестов
Очень часто специалисты не хотят обучать языку жестов, потому что боятся, что он может помешать развитию устной речи, или что посторонние люди не будут понимать жесты ребенка. Существует также ошибочное мнение, что если ребенок успешно использует систему PECS или электронное устройство, то его нельзя одновременно учить нескольким жестам для коммуникации.
Когда я стала поведенческим аналитиком в 2003 году, я совсем не знала язык жестов, так как мой собственный сын с аутизмом, Лукас, всегда мог сказать слова устно. Очень быстро я поняла, что ни специалистам, ни родителям не нужно изучать полноценный жестовый язык, им совсем не обязательно им владеть.
Достаточно заранее выбрать максимум 5 жестов, которые обозначают что-то важное для ребенка, и которые он будет многократно использовать каждый день. Очень часто жесты из вашего национального жестового языка нужно будет модифицировать, чтобы они оказались очень простыми для кого угодно, включая самого ребенка. После этого вы все будете учить эти жесты вместе.
С 2003 года я узнала, что такое обучение нескольким жестам для коммуникации имеет следующие преимущества, которые не обязательно даже связаны с речью!
1. Язык жестов очень часто «переходит» в устную речь.
Жесты с большой вероятностью могут стать «переходным этапом» для ребенка, у которого совсем нет устной речи. Это главная причина, по которой язык жестов отлично подходит маленьким детям с аутизмом без устной речи. Кроме того, жесты могут выполнять разные речевые функции. Например, мы можем научить ребенка просьбе (манд-реакции) о мячике, когда он хочет поиграть с мячом. Потом он может научиться называть мяч на картинке с помощью соответствующего жеста. Потом он может отвечать на вопросы о мяче («Ты бросаешь… ?»).
Существующие научные исследования доказали, что если сопровождать жест устным словом, то это значительно улучшает устную речь ребенка. По моему опыту, большинство моих маленьких клиентов после обучения нескольким жестам впоследствии начинали говорить несколько соответствующих слов устно.
2. Обучение жестам помогает детям терпимее относиться к физическим подсказкам.
Физические подсказки нужны для обучения самым разным навыкам. Очень часто, когда я начинаю работать с маленькими клиентами, которые совсем не говорят, они также не могут повторить слово, показать части тела и не могут имитировать. Я обнаружила, что, если очень рано начать учить ребенка 3-5 жестам для общения, это помогает детям лучше реагировать на физические подсказки, что, в дальнейшем, предотвращает проблемное поведение.
3. Язык жестов помогает ребенку учиться имитации.
Один из главных мифов о языке жестов при аутизме сводится к тому, что ребенок должен уметь имитировать движения, чтобы научиться коммуникации с помощью жеста. По счастью, все наоборот. По моему опыту, один из наилучших способов научить ребенка имитации движений – это начать учить его 3-5 жестам для коммуникации, потому что в этом случае вы начинаете с физической подсказки, а потом уменьшаете ее до подсказки через имитацию.
Если подвести итоги, я считаю, что важная часть обучения маленького ребенка с аутизмом речевым навыкам – это обучение его 3-5 жестам для коммуникации. Это способствует развитию устной речи, кроме того, это повышает терпимость ребенка к физическим подсказкам и улучшает его способность к имитации.
Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".