Заниматься и расширять словарный запас, играючи можно где угодно и дома, готовя обед, и гуляя, и купая малыша, и укладывая спать, и стоя в очереди в магазине.
Такие игры, как правило, предельно просты, однако очень полезны для развития речи ребенка. Не будем сейчас о том, почему это важно и сразу перейдем к самим играм.
1.«Мама, папа, малыш». Попросите ребенка сказать, как называют детеныша коровы (козы, лошади, курицы, медведицы,….).Удалось? Теперь, наоборот, попросите сказать, как называют маму котенка (щенка, зайчонка, ягненка,..). А папу?
2.«Опиши предмет». Выберите предмет, который вы, вместе с малышом, можете легко рассмотреть, например, кресло или стол, и поочередно называйте прилагательные, которые ему подходят. Например, кресло – мягкое, красное, уютное, большое, красивое, новое.
3.«Угадай-ка». Предложите ребенку выбрать любой предмет, который находиться в поле вашего зрения и постараться описать его так, чтобы вы смогли догадаться, о чем идет речь. Поменяйтесь ролями.
4.«Назови ласково». Попросите ребенка изменить слово так, чтобы оно звучало «ласково» или из большого превратилось в маленькое. Например, машина – машинка, заяц- зайчик – зайчонок – зайчишка.
5.«Слова-приятели/неприятели». Попросите ребенка назвать противоположное по смыслу слово, в ответ на ваше. Например, весело – грустно, светло – темно и т.д. А теперь, одинаковые по смыслу, например, весело – радостно - задорно.
6.«Одно слово – несколько значений». Расскажите ребенку о том, что некоторые слова в русском языке имеют несколько значений. Например, ручка – это рука человека, инструмент для письма и приспособление, для того чтобы мы могли открыть дверь. Попросите ребенка тоже постараться вспомнить какое-нибудь слово, которое также имеет несколько значений. Если ребенок затрудняется, помогите ему, назвав всего одно значение такого слова и попросив его назвать остальные.
7.«Сравнения». Предложите ребенку найти похожие признаки предметов. Например, стол деревянный, как и стул; мяч красный, как помидор; кубик твердый, как камень;
8.«Поправь меня». Взрослый нарочно говорит неверные словосочетания, и предлагает ребенку поправить его, если что ни так. Например, «у кошки три ноги», «лёд – горячий», «соль – сладкая».
9.«Из чего состоит?» Предложите ребенку поразмышлять и назвать части, из которых состоит объект. Начинайте с чего-то простого и постепенно усложняйте задачу. Например, книга - обложка, страницы; машина – крыша, стены, окна, двери,…
10.«Закончи словосочетание/фразу». Предложите ребенку вместо вас закончить начатое словосочетание или фразу. Подойдут и придуманные на ходу вещи (тогда важно, чтобы предложенные ребенком слова подходили по смыслу) и строчки из стихотворений, которые знакомы ребенку. Например, «Жили-были…»(дед и баба); «У Лукоморья дуб…» (зеленый).
11.«Что бывает…?» Предложите ребенку, в ответ на названное вами прилагательное, назвать существительное которое к нему подходит. Например, «Что бывает белым?»– снег, кот, мяч, автобус,…
А в какие игры играете вы?