Восприятие предмета, как целого, лежит в основе освоения ребенком окружающего мира.
Для того чтобы это процесс проходил успешно важно, чтобы у малыша сформировались следующие понятия:
- образное представление о целом предмете,
- понимание того, что все предметы состоят из отдельных частей;
- нахождение места недостающей детали в целом предмете;
- цвет, форма, величина недостающей детали;
- изменение внешнего вида предмета в зависимости от угла зрения смотрящего (спереди, сзади, в профиль).
Например, если ваш малыш узнает знакомый предмет, но не может его передать в рисунке, в лепке или описать словами, то это не значит, что он не умеет рисовать и пр. Он просто не представляет себе предмет достаточно точно и четко, не выделяет его контур, его части.
Формирование целостного образа происходит в следующей последовательности
Сначала происходит узнавание предмета (как спонтанно, так и в результате специального обучения, через дидактические игры). Важно, чтобы малыш научился узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке выделял его среди других предметов.
Затем, с помощью специальных игр помогите малышу научиться воспринимать предмет с любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов.
Во что поиграть со своим малышом?
Это могут быть игры на складывание картинок из частей, игры с кубиками. Надо знать, что работа с разрезными картинками проводится в определенной последовательности:
1.Представляются образец и разрезная картинка, разрезанная на две части (по вертикали, по горизонтали, по диагонали).
2. Представляются образец и разрезная картинка, разрезанная на 4 части (по вертикали, по горизонтали, по диагонали).
3. Представляются образец и картинка, разрезанная сложным разрезом (зигзагообразным и пр.).
4. Игры с пазлами.
Важно помнить о психомоторном развитии своего малыша- количество элементов должно быть по возрасту.
5. Представляется разрезная сюжетная картинка с образцом.
Чтобы научить ребенка узнавать предметы в разных ракурсах (сбоку, сзади) надо начинать с рассматривания игрушки спереди и сзади. Учите малыша выделять характерные детали, узнавать игрушки в разных ракурсах.
Потом от предметов переходите к узнаванию их изображений. Желательно, чтобы изображения были в разных ракурсах. Усложняйте эти игры за счет представления увеличенного или уменьшенного изображения предмета, заменяйте игрушки и картинки силуэтным изображением.
Например, можно поиграть в игру «Грузовик» (вам понадобится целая картинка грузовика и такая же картинка, разрезанная на детали): рассмотрите с малышом картинку грузовика, уточните, где кабина, где кузов, какого цвета колеса.
Прочитав стихотворение:
Тра-та-та, тра-та-та –
Грузовик нам вез дрова!
Он на кочку наскочил,
Часть свою он повредил.
Попросите малыша закрыть глаза. Уберите кузов, попросите открыть глазки и определить, какой части грузовика не хватает, что надо починить?
Спросите, какую часть ребенок нашел? Куда ее надо поместить? (на колеса, около кабины…)
Не ограничивайте свою фантазию и фантазию вашего малыша. В этих играх важно соблюдать общепринятые принципы:
- идите от простого к сложному;
- многократно повторяйте игру;
- подбирайте игры с учетом психомоторного развития ребенка;
- систематически проводите эти игры, а не от случая к случаю;
Хорошо сформированное восприятие целостного образа предметов - залог успешного обучения в школе.